якутско-китайская строительная утопия:
решение о реализации важных для населения проектов нужно принимать не
закрытым коррупционным путем, а
путем проведения местного референдума,
голосования, слушаний или другой формы народного волеизъявления
Расторжение контракта с китайской
компанией «Чжода», которая намеревалась застроить 17-ый квартал Якутск, стало
логичным завершением политической авантюры.
Этим договором якутские чиновники "замылили глаза"
избирателям в предвыборный период, что они могут решить жилищную проблему
крупного микрорайона города "одним махом".
В этом районе проживают десятки
тысяч горожан. Также большая часть жителей 300-тысячного Якутска проживает в
неудовлетворительных жилищных условиях.
В Якутии с численностью населения
менее миллиона и где одним из самых актуальных вопросов является жилищный
подобные заявления улучшения жилищных условий являются беспроигрышным вариантом
получения поддержки избирателей.
Однако, изначально эти обещания
были невыполнимы. Этот дешевый
политический популизм, граничащий с элементарным мошенничеством, предопределил
дальнейшее существование жителей 17
квартала на неопределенный период в
нечеловеческих условиях: в фекальных водах и
без элементарных удобств.
Вместо того, чтобы открыть этот район местным строительным
предприятиям, якутские чиновники цинично использовали данный болевой вопрос в
решении своих политических задач по сохранению власти.
В результате, как всегда, проиграл
народ.
Китайская компания изначально не
смогла бы освоить этот объем и уровень работ в такие сроки ввиду сложности
строительства в специфических северных условиях. Одно дело - строить в Китае,
где лето почти круглый год, другое дело - на севере, где отопительный сезон
длится 9 месяцев.
Существенные различия в законодательстве
и стандартах, необходимость возведения сложной инфраструктуры жизнеобеспечения
на вечной мерзлоте делают невозможным
китайское строительство в якутских условиях в принципе. Речь шла о
строительстве не одного или нескольких домов, а о застройке целого микрорайона.
Специфика северного строительства
начинается с установки свай в вечномерзлые грунты, когда требуется опыт
строителей и значительное время для приобретения устойчивости фундамента.
Элементарно, каким образом китайская компания смогла бы привезти столько
строительного оборудования в Якутию или ее строители начали бы работу на
российской технике без соответствующего опыта ? Насколько целесообразно первое, насколько
реально и безопасно второе ?
Вполне реальным было бы участие
китайских партнеров в качестве инвесторов путем предоставления "длинных
кредитов" на выгодных условиях. Или в форме долевого участия, когда по
итогам строительства в собственность
китайцам отошла бы часть зданий, которые они могли бы продать или сдать в
аренду.
Однако, был выбран утопичный
нереализуемый вариант. То есть получилось "как всегда". И чиновники
даже не хотели сделать "как лучше". Вот так в очередной раз
"народ остался у разбитого корыта", а чиновники продлили политический
мандат на несколько лет.
Даже при начале реализации проекта
это, скорее всего, стало бы очередным "кидаловым" по-якутски.
Можно привести примеры реализации
крупных проектов с участием иностранных и федеральных партнеров на территории
Якутии, когда реализуются типичные мошеннические схемы, когда работы
перераспределяются субподрядчикам, работающих без соблюдения стандартов качества
за минимальные деньги. При этом происходит "распил" подрядов от 20-30% и выше. В результате
страдает качество и рядовые люди.
Например, при строительстве
нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" и "Сила
Сибири", которые являются крупнейшими проектами федерального уровня,
обманули работников, задействованных на рубке леса и очистке территории для
прокладки труб. Фирмы-"однодневки", выполнявшие субподрядные работы,
просто не заплатили им деньги и бросили
людей на произвол в тайге без еды и средств существования.
Обман происходит также на более
высокотехнологичных работах.
Это стало результатом системной
коррупции при осуществлении крупных проектов, когда вместо выполнения работ
надлежащего качества подрядчиками с соответствующим опытом и кадровым составом
внедрена система субподрядчиков. Это создано для незаконного обогащения
руководителей проекта: взяв свой "коррупционный куш" руководители заказчиков
и подрядчиков передают подрядные работы субподрядчикам по минимальным ценам,
при которых невозможно обеспечить надлежащее качество работ. Часто
субподрядчики "кидают" простых работяг, работающих и без того за
мизерные деньги.
Также случилось и со строителями
железной дороги конечного участка Амуро-Якутской железнодорожной магистрали в
п.Нижний Бестях возле Якутска.
С учетом того, что масштабные
проекты в России напоминают соревнования коррупционеров "кто больше и быстрее украдет", с большой вероятностью
можно предположить что якутско-китайская строительная "утопия" также
закончилась бы довольно плачевно. Люди остались бы без жилья, а конечные
исполнители работ - без денег. В результате обогатилась бы только верхушка
этого "коррупционного левиафана", проникшего во сферы жизни.
Поэтому такие проекты уже на
стадии обсуждения должны быть реальны, их реализация должна проходить с
соблюдением всех правовых норм и прозрачно с участием всех заинтересованных
сторон, в том числе граждан. Возможно, с предоставлением нескольких
альтернативных вариантов застройки и
проведением местного референдума, голосования, слушаний или другой формы
народного волеизъявления для выбора оптимального варианта.
30 марта 2018 года
Степан Петров,
Руководитель Общественной
организации «Якутия - Наше Мнение»
сайт http://yakutian.org
электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11
Комментариев нет:
Отправить комментарий