среда, 11 декабря 2019 г.

Общественная организация «Якутия - Наше Мнение»:  
нужно прекратить террор  правозащитных организаций
и гражданского общества России  

(на английском языке материал доступен по адресу

В России сложилась критическая ситуация с правами человека и, в особенности,  с правами тех, кто их защищает.
В настоящее время многие независимые правозащитные организации подвергаются  необоснованному преследованию. Их подвергают значительным денежным штрафам, ограничивают участие в общественной жизни и просто принудительно закрывают.
Чиновники устроили настоящий террор неправительственным организациям и гражданскому обществу России. 

Бесправие населения усиливается в условиях тотального распространения коррупции во всех ветвях власти и планомерного уничтожения  независимых правозащитных организаций - одних из немногих сил, способных противостоять коррумпированным чиновникам, правоохранителям и судьям.
Государство не в состоянии обеспечить права граждан, а независимые правозащитники подвергаются незаконному преследованию.
В этих условиях  у населения России нарастает социальная апатия,  недоверие к органам власти и чувство безысходности. На фоне ухудшения социально-экономического положения, хронического нарушения гражданских, экономических, социальных и иных прав граждан ситуация становится все хуже.
Нарастают протестные настроения, люди доведены до отчаяния и готовы на любые деструктивные действия.
Для стабилизации положения необходимо прекратить репрессивную политику в отношении независимых правозащитных организаций, способных направить протестные настроения общества в конструктивное правовое русло. Они – последний оплот гражданских прав в России.
Ситуация в России может выйти из-под контроля и стать неуправляемой, что может привести к массовым неуправляемым актам насилия и кровопролитию.  
В таком случае вся тяжесть ответственности за ситуацию в стране ляжет на высшие органы власти России.

Необходимо отметить, что продолжающиеся безосновательные обвинения независимых правозащитников в ответ на их обоснованную критику органов власти заводит ситуацию в тупик.
Приемлемой альтернативой этому являются следующие меры:
-рассмотрение нарушений прав человека, представляемых правозащитными организациями, по существу и признание органами власти своих ошибок;
-совместная выработка плана действий по устранению нарушений прав человека.  
В связи с необходимостью поиска путей выхода из сложившейся ситуации мной проанализированы некоторые изменения законодательства, повлекшие негативные последствия для правозащитной деятельности в России.
На основании глубокого правового анализа и тщательной экспертизы законов выработаны предложения по устранению актуальных проблем в сфере правозащитной деятельности.   
Эти и другие предложения по прекращению необоснованного преследования независимых правозащитных организаций  представлены ниже в Обращении в адрес Президента РФ Путина В.В. и других должностных лиц.


12 декабря 2019 года

Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение» 

электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11 


* * * * * 


Обращение
в связи с необходимостью корректировки законов,
незаконно ограничивающих правозащитную деятельность в России,
и прекращения необоснованного преследования независимых правозащитных организаций 


Президенту РФ
Путину В.В.

Копия:

Генеральному прокурору РФ
Чайка Ю.Я.

Министру юстиции РФ
Коновалову А.В.

Председателю  
Государственной Думы ФС РФ
Володину В.В.

Уполномоченному
по правам человека в РФ
Москальковой Т.Н.

Председателю Совета при Президенте РФ
по развитию гражданского общества
и правам человека
Фадееву В.А.


Я, Степан Юрьевич Петров, Председатель Якутского регионального отделения Общероссийского общественного движения защиты прав человека «За права человека»,  
руководитель Общественной организации «Якутия – Наше Мнение» со Специальным консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН, 
субъекта Государственной антикоррупционной политики, осуществляющего реализацию Национального плана противодействия коррупции и аккредитованного Министерством юстиции РФ в качестве антикоррупционного эксперта,
прошу Вас:
-обратить внимание на неблагоприятную ситуацию, связанную с незаконным ограничением правозащитной деятельности в России,  
-реализовать предложенные меры по корректировке законодательства с целью устранения существующих проблем;
-прекратить необоснованное преследование независимых правозащитных организаций.   

Необходимо констатировать, что в настоящее время в России неправильно расставлены приоритеты в политике противодействия угрозам государственной безопасности.
К таковым угрозам неправомерно и необоснованно причислена деятельность ряда правозащитных организаций.
Ошибочность этого заключается в том, что их деятельность направлена на защиту законных прав граждан России и интересов государства.
Деятельность правозащитных организаций, по определению, не может противоречить государственным интересам, а наоборот помогает укрепить законность и правопорядок в стране.

Однако, в последние годы принят ряд неправомерных  изменений в законодательство,  ограничивающих деятельность правозащитных организаций России.  
К сожалению, отдельные чиновники создают из независимых НКО мнимую угрозу и инициируют их прессинг посредством репрессивных законов и карательной правоприменительной практики.
В результате этого вместо того, чтобы помогать людям, правозащитные организации России вынуждены отбиваться от необоснованных нападок государственных органов.

Реальную угрозу государственной безопасности России представляют экстремистские и террористические организации, а также международная транснациональная преступность, а не неправительственные организации.
В целом, силовые органы России оказывают эффективное противодействие  экстремистской, террористической и криминальной угрозам.
Органы государственной власти России ведут реестр экстремистских и террористических организаций.
Министерство юстиции России публикует списки организаций, признанных судами ведущими экстремистскую деятельность.
ФСБ России публикует Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством террористическими.
МВД России совместно с Интерполом ведет учет международных преступников  и работу по противодействию их незаконной деятельности.
Таким образом, все  потенциально опасные субъекты находятся на учете.  В стране действует комплексная система превентивных мер сдерживания, в том числе осуществляется мониторинг источников финансирования экстремистских и  террористических организаций и каналов легализации преступных доходов.
Все актуальные угрозы государственной безопасности России успешно регулируются в рамках существующего уголовного законодательства и иных специальных законов.  
И нет необходимости принятия каких-либо дополнительных законов и мер.

Однако, отдельные должностные лица неправомерно относят независимые правозащитные организации и отдельных гражданских активистов России к угрозам государственной безопасности, чем вводят общественность в заблуждение.
В качестве одного из главных обоснований принятия  законов, ограничивающих деятельность независимых правозащитных организаций, приводится необходимость противодействия влиянию извне, то есть со стороны иностранных государств, прежде всего, США и западноевропейских стран.
Якобы независимые правозащитные организации работают на реализацию интересов иностранных государств. Но это не так.
Деятельность большинства независимых правозащитных организаций России направлена на реализацию прав и свобод граждан, гарантированных  российским и международным правом.
В контексте международной правозащитной работы речь идет о влиянии независимых НКО на органы власти России с целью соблюдения и реализации принятых на себя международно-правовых обязательств в рамках ратифицированных международных договоров и членства в международных организациях. 
Однако, отдельные высокопоставленные чиновники занимаются правовым нигилизмом и волюнтаризмом, односторонне отказываясь от принятых Россией обязательств и отрицая общепризнанные международные принципы права.
Это просто дискредитирует Россию в глазах мирового сообщества и не имеет ничего общего с защитой национальных интересов.
Это сопоставимо, например, с ситуацией, когда водитель, нарушивший правила дорожного движения, будет отрицать свою вину, не признавать законы и обвинять во всем «мнимых врагов».  
Таким образом, действия отдельных российских чиновников по дискредитации и давлению на независимые правозащитные организации не имеют каких-либо разумных обоснований.
 Они являются лишь неправомерными попытками скрыть грубые нарушения прав человека в России.
На самом деле независимые правозащитные организации, вскрывающие нарушения прав человека в России с помощью национальных и международных правовых инструментов,  крайне нужны государству, так как:
-оказывают противодействия правовому нигилизму и волюнтаризму;
-выступают против произвола и беззакония коррумпированных чиновников, правоохранителей и судей;
-раскрывают проблемные области и предлагают пути  решения проблем;
-обеспечивают баланс интересов государства и общества.

Поэтому обвинения некоторых российских чиновников в адрес независимых правозащитных организаций в работе на иностранные государства и западные спецслужбы являются несостоятельными, преследуют цели ухода от ответственности и скрыть своей бездействие. 
Проще говоря, виновные в различных проступках или нежелающие работать должным образом чиновники начинают обвинять независимых правозащитников, вскрывающих их нарушения и недочеты, в незаконной деятельности.
Они пользуются принципом «лучшая защита – это нападение»,  что напоминает ситуацию оправдания своих виновных действий, как водитель, виновный в дорожно-транспортном происшествии, обвиняет других участников движения, погоду и другие внешние факторы, не признавая своей вины. 

Безосновательным является один из главных аргументов противников независимых правозащитников, чтоб они якобы работают на США и другие иностранные государства.
Так как США не представляет угрозы России и является стратегическим партнером России в экономике и политике. Факты свидетельствует об отсутствии серьезных противоречий и конфликтов между США и Россией.
Утверждение о том, что США не представляет угрозы России, подтверждается следующими фактами.
1.) США не обозначены как субъект, представляющий угрозы и риски для России в стратегических документах, например, в Концепции внешней политики Российской Федерации. В противовес этому США определены как стратегический партнер.
2.) Россия делает значительные вложения в экономику США путем приобретения облигаций казначейства США. На март 2019 года общая сумма вложений России составила 13,7 миллиарда долларов.
3.) Значительное количество федеральных чиновников и депутатов России имеет гражданство США и дружественных им стран. И ежегодно их список только пополняется. 
Такая же ситуация и с другими иностранными государствами Западной Европы.
В органы управления крупнейших стратегических компаний России с  государственным участием входят граждане стран Западной Европы.
Например, в Совет директоров ПАО «НК «Роснефть» входят согласно официального сайта компании rosneft.ru:
-Герхард Шрёдер, Председатель Совета, бывший Федеральный канцлер Германии;
-Маттиас Варниг, Заместитель Председателя Совета, исполнительный директор компании Nord Stream 2 AG (Швейцария);
-Роберт Дадли, Член Совета директоров, бывший глава ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»;
-Ханс-Йорг Рудлофф, Член Совета директоров, Президент ABD Capital Eastern Europe S.A.
Многие стратегические предприятия России, добывающие природные ресурсы и  имеющие бюджетообразующее значение, находятся в собственности оффшорных компаний и управляются из иностранных государств.

Таким образом, экономика и финансовая система России тесно связана с экономиками и финансовыми системами США и стран Западной Европы.
Это делает неуместным заявления о «враждебности Запада к России». 
В реальности США и западные страны не являются врагами России, как это пытаются представить отдельные политики и СМИ.
Так как такой уровень взаимодействия просто невозможен в условиях конфронтации и противостояния между Россией и США, когда «холодная война» может перерасти в открытый военный конфликт.
Можно провести некоторые аналогии с СССР накануне Второй мировой войны и сделать следующие сопоставления в контексте отношений с Германией.
1.) Обозначение США как стратегического партнера.
В рамках сотрудничества Россия организует взаимодействие с США по борьбе с терроризмом.
Это сопоставимо с тем, что в 1930-е годы СССР вступало бы в альянсы с нацистской Германий по захвату иностранных государств и борьбе с иностранными антифашистами.
То есть если бы СССР оказывало бы прямое содействие Третьему Рейху.
2.) Покупка казначейских  облигаций США.
Это все равно, что в 1930-е годы правительство СССР активно вкладывало бы в экономику предвоенной Германии, в том числе путем приобретения ее ценных бумаг, наращивая ее военный  потенциал, который потом бы обрушился на СССР.
3.) Массовое  получение федеральными чиновниками и депутатами России гражданства США и дружественных им западных стран.
Сложно представить себе, что в 1930-х годах члены Политбюро ЦК КПСС, Наркомата обороны, депутаты Верховного Совета СССР и представители других советских партийных органов ездили бы в фашистскую Германию лечиться, получать гражданство,  приобретать недвижимость и обустраивать там свои семьи. 
И перед Второй мировой войной советские руководители цинично говорили бы советскому народу, как хорошо жить в стране советов, имея всю жизненную инфраструктуру в фашистской Германии.
Как это говорят в 21 веке, современные чиновники и депутаты России, имея иностранное гражданство и недвижимость, чьи семьи постоянно проживают в  странах, которые преподносятся как потенциальные враги, с которыми скоро может начаться Третья мировая война. 
Такого цинизма и лицемерия как сейчас не было даже в самые тяжелые времена советских репрессий прошлого века.
Современные политические функционеры России достигли пика лжи и обмана населения в создании мифов о «врагах родины» в целях ухода от внутренних проблем страны. 

Поэтому настоятельно предлагаю отказаться от эксплуатации мифа о «врагах родины» в лице США и стран Западной Европы.
В результате этого лицемерного и циничного обмана ситуация «переворачивается с ног на голову»:
-с одной стороны, высокопоставленные чиновники, имеющие иностранное гражданство и недвижимость, выставляют себя в качестве «патриотов» и клеймят «врагов родины»;
-с другой стороны, независимые правозащитники, защищающие интересы граждан страны и расследующие коррупционные правонарушения чиновников, правоохранителей,  судей необоснованно обвиняются в работе на западные государства.

Ситуация произвола в отношении правозащитников привела к тому, что в  настоящее время чиновники, правоохранители и судьи устроили настоящий террор неправительственным организациям и гражданскому обществу России. 
Их подвергают значительным денежным штрафам, ограничивают участие в общественной жизни и просто принудительно закрывают.
Незаконному преследованию подверглись Правозащитный центр "Мемориал", Московская Хельсинкская Группа, "Гражданский Контроль" и ряд других независимых НКО.
В ноябре в судебном порядке ликвидированы ведущие правозащитные организации России:
-Общероссийское общественное движение "За права человека",
-Межрегиональная общественная организация «Центр содействия коренным малочисленным народам Севера».
Ими руководят Лев Пономарев и Родион Суляндзига, соответственно.
Они являются яркими лидерами современного гражданского общества России, имеющими свою гражданскую позицию, иногда отличную от позиции официальных  органов власти. 
И поддерживаются широким кругом своих сторонников, целыми социальным слоями и представителями регионов страны.
Они представляют мнение большого количества граждан России. И с этим нельзя не считаться.
Однако, вместо налаживания диалога с Пономаревым, Суляндзига и другими лидерами гражданского общества России на них и их организации обрушена вся мощь государственной машины и натравлены многочисленные правоохранительные, контрольно-надзорные органы.
Подобными неадекватными действиями, прежде всего, дискредитируется само российское государство.
С одной стороны, произошло тотальное распространение коррупционного произвола на всех уровнях власти: исполнительной, законодательной и судебной.   
С другой стороны, идет планомерное уничтожение  независимых правозащитных организации, одних из немногих сил, способных противостоять коррумпированным чиновникам, правоохранителям и судьям.
В этих условиях, когда государство не в состоянии обеспечить права  граждан в полном объеме, а независимые правозащитники подвергаются незаконному преследованию,  у населения России нарастает социальная апатия,  недоверие к органам власти и чувство безысходности.
На фоне ухудшения социально-экономического положения, хронического нарушения   гражданских, экономических, социальных и иных прав граждан ситуация становится критической.
Нарастают протестные настроения, люди доведены до отчаяния и готовы на любые деструктивные действия.

Поэтому призываю прекратить репрессивную политику в отношении независимых правозащитных организаций - последнего оплота гражданских прав в России.
Именно они способны направить протестные настроения общества в конструктивное правовое русло.
Иначе ситуация в России может просто выйти из-под контроля и стать неуправляемой, что может привести к массовым неуправляемым актам насилия.
В таком случае вся тяжесть ответственности за ситуацию в стране ляжет на высшие органы власти России.

На основании вышеизложенного
Я предлагаю отменить репрессивные законы и прекратить карательную правоприменительную практику в отношении независимых правозащитных организаций России.
Для этого нужно принять следующие меры.

1. Внести изменения в законодательство в соответствии с предложениями по результатам антикоррупционных экспертиз 9 законов, незаконно ограничивающих правозащитную деятельность в России (предложения представлены ниже). 

2. Прекратить процедуру незаконной принудительной ликвидации Общероссийского общественного движения защиты прав человека «За права человека»  и Межрегиональной общественной организации «Центр содействия коренным малочисленным народам Севера».

3.Прекратить необоснованное преследование независимых правозащитных организаций России, осуществляемого в виде  проведения необоснованных проверок, неправомерного привлечения к административной ответственности,  наложения значительных денежных штрафов и других репрессивных мер.

Приложение
Предложения по результатам антикоррупционных экспертиз 9 законов, незаконно ограничивающих правозащитную деятельность в России.  


Приложение

Предложения
по результатам антикоррупционных экспертиз 9 законов,
незаконно ограничивающих правозащитную деятельность в России

Предложения представлены в виде выдержек из антикоррупционных экспертиз.
Ниже представлен Перечень из 9 законов, по которым проведены антикоррупционные экспертизы.
После каждого закона приведена суть нарушения и гиперссылка на электронный вариант антикоррупционной экспертизы с сопроводительной статьей.
Далее приведены выдержки из антикоррупционных экспертиз - предложения по изменению законодательства.  
В одном файле все антикоррупционные экспертизы представлены по адресу

Нормы права,
создающие возможности для неправомерного ограничения деятельности неугодных неправительственных организаций, в том числе с международным участием

1. ФЗ №82-ФЗ "Об общественных объединениях", подзаконного правового акта - Приказа Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. №456, который создает условия для необоснованной принудительной ликвидации НКО

2. ФЗ №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", который создает условия для произвольного, необоснованного и неправомерного привлечения к ответственности практически любой неугодной НКО с иностранным финансированием
3. ФЗ №272 "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ", который создает условия для произвольного, необоснованного и неправомерного преследования граждан и организаций за взаимодействие с иностранными или международными неправительственными организациями

Нормы уголовного права,
создающие возможности для незаконной криминализации
правозащитной деятельности на международном и национальном уровне

4. Статья 282 Уголовного кодекса России, которая создает условия для незаконной произвольной квалификации правозащитной деятельности на национальном уровне как экстремистской деятельности

5. Статья 275 Уголовного кодекса России, которая создает условия для незаконной произвольной квалификации правозащитной деятельности на международном уровне как государственной измены и шпионажа

6. Проект нормы об ответственности за пособничество во введении санкций, которая создает условия для незаконной произвольной квалификации правозащитной деятельности на международном уровне как враждебную деятельность, образующую  преступное деяние

Нормы права,
создающие возможности для ограничения свободных выборов,
свободы пикетирования, антикоррупционной инициативы чиновников

7. ФЗ №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", который создает условия для грубых и массовых нарушений принципа свободных и справедливых выборов

8. ФЗ N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который создает условия для произвольного, необоснованного и неправомерного привлечения к ответственности добросовестных граждан, осуществляющих пикетирование, из-за умышленных злонамеренных действий третьих лиц

9. ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", который создает условия для незаконного преследования и увольнения чиновников, сообщивших о коррупции и требующих восстановления законности.


Далее приводятся выдержки из антикоррупционных экспертиз 9 законов -
предложения по изменению законодательства. 


1. Заключение
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
Федерального закона №82-ФЗ "Об общественных объединениях",
Приказа Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. №456

Наличие коррупциогенных факторов связано с двумя аспектами:
1.) отсутствие в законе уточнения понятий «неоднократные и грубые нарушения»;
2.) отсутствие обоснованных сроков представления документов для проверки и устранения нарушений.

Аспект 1. Отсутствие в законе уточнения понятий «неоднократные и грубые нарушения»

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов
необходимо:
дополнить статью 44 следующим текстом:
«В случае неоднократных нарушений закона общественное объединение не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
В случае грубых нарушений федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган должен доказать то, что нарушения являются существенными, нарушают права граждан и юридических лиц, создают угрозу безопасности государства. 
Ликвидация общественного объединения должна быть обоснована сведениями о:
-характере нарушений, их продолжительности и последующей после совершения нарушений деятельности юридического лица;
-всех существенных обстоятельствах дела, включая оценку последствий, вызванных нарушениями».

Аспект 2. Отсутствие обоснованных сроков представления документов для проверки и устранения нарушений

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов
необходимо:
1. внести следующие изменения в Административный регламент, утвержденный Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. №456 путем:

-дополнения пункта 11:
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель некоммерческой организации при проведении проверки имеют право:
7) ходатайствовать о продлении сроков устранения нарушений с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению конкретных мер.

-дополнения пункта 7:
Специалисты центрального аппарата (территориального органа) при проведении проверки обязаны:
15) продлить сроки устранения нарушений при наличии ходатайства некоммерческой организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждении принятых к устранению конкретных мер.

- замены текста в пункте 40:
«40. Специалист оформляет уведомление о проведении проверки (далее - уведомление).
В уведомлении указывается срок предоставления некоммерческой организацией документов, необходимых для проведения проверки с учетом части 5 статьи 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"»
на следующий текст:
«40. Специалист оформляет уведомление о проведении проверки (далее - уведомление).
В уведомлении указывается срок предоставления некоммерческой организацией документов в течение 30 дней со дня получения уведомления».

2. внести следующие изменения в Федеральный закон №82-ФЗ "Об общественных объединениях" путем дополнения:

- статьи 44  следующим текстом:
«В случае необходимости представитель общественного объединения вправе  ходатайствовать о продлении сроков устранения нарушений с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению конкретных мер, а специалисты федерального органа государственной регистрации или его территориального органа обязаны продлить сроки устранения нарушений».   

- статьи 38 следующим текстом:
«При проведении проверки срок предоставления некоммерческой организацией документов устанавливается в течение 30 дней со дня получения уведомления».


2. Заключение
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
Федерального закона №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
                          
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается заменить пункт 6 статьи 2 Федерального закона №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следующим текстом:
«Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении действий, которые непосредственно преследуют цель:
-изменения конституционного строя и государственного устройства Российской Федерации;  
-изменения статуса и полномочий субъектов осуществления государственной власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации, другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, политические партии).
К политической деятельности не относится деятельность, направленная на:  
-изменение действующего законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в целях приведения в соответствии с нормами международного права; 
-воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики,  формирование общественного мнения, проведение публичных действий (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, распространение агитационных материалов) с целью соблюдения законодательства Российской Федерации и норм международного права;
-критическое рассмотрение и оспаривание решений, принятых государственными органами в нарушение законодательства Российской Федерации и норм международного права.
Также к политической деятельности не относится деятельность, которая  осуществляется для достижения уставных целей деятельности некоммерческой организации по следующим видам деятельности:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ».


3. Заключение
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
Федерального закона №272 "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов необходимо принять следующие меры.

1. В целях устранения коррупциогенного фактора «Нормативные коллизии» и направленности закона против США, так как США не представляет угрозы России
необходимо:
по всему тексту закона слова «Соединенных Штатов Америки» заменить на слова «иностранных государств».

2. В целях устранения коррупциогенного фактора «Нормативные коллизии» и нарушения права детей-инвалидов России на жизнь ввиду запрета  на их усыновление (удочерение) гражданами США
необходимо:
исключить из закона статью 4, установившей запрет передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление (удочерение) гражданам США. 

3. Для устранения коррупциогенных факторов «Нормативные коллизии», «Отсутствие или неполнота административных процедур», «Широта дискреционных полномочий» и нарушения принципа равенства заинтересованных сторон (баланса интересов  государства и общества)
необходимо:
3.1. в целях расширения круга субъектов, имеющих право  вносить изменения в список, субъектами гражданского общества дополнить пункт 3 статьи 2 текстом «субъектами гражданского общества»;
3.2. в целях введения судебного порядка формирования списков нежелательных организаций и граждан, которым запрещается въезд в РФ, четкого определения НКО, представляющего угрозу государству и участвующей в политической деятельности, изложить первое предложение пункта 1 статьи 3 в следующей редакции:
«1. Деятельность некоммерческих организаций,
которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) иностранных государств и реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, приостанавливается по решению суда.
Некоммерческая организация признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если она участвует в организации и проведении действий, которые непосредственно преследуют цель:
-изменения конституционного строя и государственного устройства Российской Федерации;  
-изменения статуса и полномочий субъектов осуществления государственной власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации, другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, политические партии).
К политической деятельности не относится деятельность, направленная на:  
-изменение действующего законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в целях приведения в соответствии с нормами международного права; 
-воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики,  формирование общественного мнения, проведение публичных действий (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, распространение агитационных материалов) с целью соблюдения законодательства Российской Федерации и норм международного права;
-критическое рассмотрение и оспаривание решений, принятых государственными органами в нарушение законодательства Российской Федерации и норм международного права».
3.3. в целях исключения неправомерного включения отдельных элементов избирательного процесса в состав угроз безопасности государства исключить часть текста об избирательном процессе и изложить пункт 1 статьи 3.1 в следующей редакции:
«1.Деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации».
3.4. в целях исключения возможности принятия произвольных и необоснованных решений ограниченным кругом лиц, нарушения принципа презумпции невиновности и образования конфликта интересов:
-изложить пункт 4 статьи 3.1 в следующей редакции:
«4. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства,
может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации только в судебном порядке»;
-дополнить пункт 1 статьи 2 следующим текстом:
«Гражданин иностранного государства может быть включен в список граждан иностранных государств, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, только в судебном порядке».

4. Необходимо:
внести соответствующие изменения в другие статьи закона во исполнение предложенных изменений.  


4. Заключение
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
статьи 282 УК РФ
                          
Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды,
а равно унижение человеческого достоинства
"Уголовный кодекс РФ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018)
1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", -
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 375-ФЗ)
2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
1.) дополнить статью примечанием  следующего содержания:
«Примечание. 
Действия, содержащие признаки преступления, предусмотренные настоящей статьей, и совершенные лицом, осуществляющим деятельность правозащитной или антикоррупционной направленности, в ходе осуществления противодействия коррупционным правонарушениям, совершенных сотрудниками органов государственной власти, правоохранительных органов и судьями, путем информирования населения и иного распространения сведений об инициированных им делах на стадии осуществления проверочных мероприятий, предварительного расследования, судебного рассмотрения, не образуют состава преступления и не могут быть основанием для возбуждения уголовного дела в отношении него».
2.) выражение «какой-либо социальной группе» конкретизировать, то есть указать конкретные и однозначно понимаемые группы населения, объединенные по определенным признакам.


5. Заключение
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
статьи 275 УК РФ
                          
Статья 275. Государственная измена
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 12.11.2018)
Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
1.) дополнить статью текстом «за исключением международных организаций, в которых состоит Российская  Федерация»;
2.) слова «или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» и «или иной» удалить или конкретизировать 

и изложить текст статьи в следующей редакции:    
Статья 275. Государственная измена
Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе
или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (примечание: удалить или конкретизировать),
либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной
или иной (примечание: удалить или конкретизировать),
помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации, за исключением международных организаций, в которых состоит Российская  Федерация, или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.


6. Заключение
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
проекта статьи 2842 УК РФ
         
Статья 2842  Ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок в целях содействия в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией
1. Совершение действий (бездействие) в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера, если эти действия (бездействие) повлекли ограничение или отказ в совершении гражданами Российской Федерации, юридическими лицами, зарегистрированными в Российской Федерации, Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, а также подконтрольными им лицами (российские частные и публичные субъекты, а также подконтрольные им лица) обычных хозяйственных операций или сделок -
наказывается штрафом в размере до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.
2. Совершение гражданином Российской Федерации умышленных действий, способствующих введению иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц, в том числе посредством предоставления рекомендаций и передачи сведений, которые привели или могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц -
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается
внести следующие изменения во вторую часть статьи:
1.) включить в статью текст «за исключением международных организаций, в которых состоит Российская Федерация» после слова «организацией» в целях исключения прямого нарушения норм российского и международного права в части контроля за выполнением взятых на себя Россией международно-правовых обязательств;
2.) включить в статью требование наличия в качестве обязательного доказательства вины гражданина документа иностранного государства, союза иностранных государств и международной организации (или его сопроводительные документы - пояснительная записка, обоснование, комментарий и т.д.), который содержит:
-сведения о введении ограничительных мер;
-имя гражданина, его установочные данные и суть переданных сведений и рекомендаций;
3.) конкретизировать способы совершения преступления, предусмотренного статьей,  указав конкретно суть преступных действий, формы и способы предоставления рекомендаций и передачи сведений;
4.) исключить из статьи текст «или могли привести» с учетом того, что эти неоконченные действия преимущественно являются частью правозащитной деятельности, а не криминальными действиями, а также этот сложный для доказывания вид преступления ранее не являлся  противоправным деянием;
5.) дополнить статью нормой  об уголовной ответственности других соучастников - организаторов, исполнителей и подстрекателей, которая должна применяться к руководителям и представителям иностранных государств, союзов иностранных государств и международных организаций, которые занимаются введением мер ограничительного характера.


7. Заключение
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации"

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов необходимо принять следующие меры.

1. В целях устранения коррупциогенных факторов «Отсутствие или неполнота административных процедур», «Широта дискреционных полномочий», «Нормативные коллизии», в результате действия которых:
-возникают условия для невозможности оспаривания заключения эксперта о признании подписей избирателей недостоверными и недействительными, 
-отсутствует прямое указание возможности использования показаний избирателей в ходе проверки достоверности подписей избирателей в досудебном и судебном порядке, 
необходимо:
дополнить пункт 3 статьи 38 следующим текстом
«Заключения экспертов, которые стали основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, 
могут быть оспорены в избирательных комиссиях и судах, в том числе на основании показаний избирателей».

2. В целях устранения коррупциогенных факторов «Отсутствие или неполнота административных процедур», «Широта дискреционных полномочий», «Нормативные коллизии», в результате действия которых:
-отсутствует норма представления в Федеральном законе №67 в качестве приложений всех форм документов и инструкций по их заполнению, используемых при взаимодействии избирательных комиссий и государственных органов (органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан и других) в ходе проверки,
-у участников выборов возникают затруднения при проверке соблюдения закона по причине того, что содержащиеся в различных источниках (соглашения о взаимодействии, ведомственные инструктивные материалы и другие) формы документов не публикуются должным образом и за их заполнением не осуществляется должный контроль,
необходимо:
дополнить пункт 3 статьи 38 следующим текстом
«Все формы документов и инструкции по их заполнению, используемые при взаимодействии избирательных комиссий и государственных органов (органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан и других) в ходе проверки,
должны быть приведены в виде приложений в данном законе».

3. Необходимо:
внести соответствующие изменения в другие статьи закона во исполнение предложенных изменений.  


8. Заключение
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
Федерального закона N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
                          
В пункте 1.1. статьи 7 Федерального закона N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который имеет следующее содержание:
«Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.
Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров»
выявлены коррупциогенные факторы,  входящие в Постановление Правительства РФ №96 от 26.02.2010г.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
дополнить пункт 1.1. статьи 7 Федерального закона N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" текстом следующего содержания:
«В случае нарушения нормы, устанавливающей минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими пикетирование, к ответственности  привлекается  лицо или несколько лиц, которые начали осуществлять пикетирование позже первого участника пикетирования. 
Первым участником пикетирования является лицо, которое начало осуществлять пикетирование в данном месте в отсутствии иных участников пикетирования, то есть ранее в хронологическом порядке иных лиц, присоединившихся к пикетированию позже. 
Факт начала пикетирования первым участником и более позднего присоединения к пикетированию иных лиц должен подтверждаться доказательствами, которые могут быть представлены в виде фото- и видеозаписей, показаний свидетелей и иных фактических данных».


9. Заключение
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ"
                          
В пункте 10 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", который устанавливает запрет, связанный с прохождением государственной гражданской службы,  и имеет следующее содержание:
«допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности»
выявлены коррупциогенные факторы,  входящие в Постановление Правительства РФ №96 от 26.02.2010г.  

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
дополнить пункт 10 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" текстом следующего содержания:
«Кроме случаев, когда нарушение данного запрета:
-обусловлено реализацией государственных или общественных интересов;
-приводит к предотвращению ущерба государственным или общественным интересам;
-касается вопросов, затрагивающих проблемы социально-экономического развития, совершенствования работы органов государственной власти, борьбы с коррупцией и преступностью, иные общественно значимые темы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий