суббота, 30 июня 2018 г.

1 июля 2018 года  


Руководитель Администрации Президента РФ Ва́йно А.Э.
Директор Федеральной службы безопасности РФ Бортников А.В.


Обращение
по вопросу соответствия временно исполняющего обязанности Главы Республики Саха (Якутия) Николаева А.С. занимаемой должности в связи с его причастностью к ряду коррупционных дел          

28 мая 2018 года временно исполняющим обязанности Главы Республики Саха (Якутия) был назначен Николаев А.С., глава администрации г.Якутска.
Считаю, что данное назначение было ошибочным, так как кандидатура не была рассмотрена критически на всесторонней и объективной основе.
Есть веские основания полагать, что при назначении врио главы Якутии проверочные мероприятия по линии ФСБ РФ, других правоохранительных и контрольно-надзорных органов были проведены не в полном объеме или с нарушениями.

Я, Степан Петров, Руководитель Общественной организации  антикоррупционной направленности «Якутия - Наше Мнение» - субъекта государственной антикоррупционной политики, осуществляющего реализацию Национального плана противодействия коррупции и аккредитованного Министерством юстиции РФ в качестве антикоррупционного эксперта,
предлагаю провести дополнительные проверочные мероприятия в отношении врио главы республики и принять соответствующие меры по представленным ниже основаниям.

Для сведения представляю информацию о нашей организации. 
Основной вид деятельности – правозащитная и антикоррупционная  деятельность.
(представление интересов неопределенного круга лиц на международном и российском уровне с целью корректировки государственной политики, представление интересов физических и юридических лиц в органах государственной власти, правоохранительных органах, судах).  
По направлению противодействия коррупции выполняются следующие виды работ:
-представление интересов физических и юридических лиц в органах государственной власти, правоохранительных органах, судах;
-проведение экспертиз судебных решений, правовых актов, других документов на соответствие действительности и нормам действующего законодательства;
-проведение антикоррупционных расследований.
Также осуществляется аккумуляция и систематизация информационных массивов о коррупционных проявлениях в России и зарубежом с целью выполнения практических, научно-прикладных и теоретических исследований на основе собранного эмпирического и фактологического материала.
С февраля 2018 года нашей организацией реализуется Антикоррупционный проект «Противодействие коррупционным правонарушениям в Республике Саха (Якутия)», находящийся по адресу http://yakutian.org/ap_main.htm.  
Проект является практико-ориентированным и реализуется на основе Федерального антикоррупционного проекта «Устранение коррупционных рисков путем совершенствования законодательства и правоприменительной практики на основе моделирования коррупционных механизмов» http://yakutian.org/project_model.htm
Имеющиеся сведения дают основания предполагать, что в Республике Саха (Якутия) действует организованное преступное сообщество, состоящее из чиновников, правоохранителей и судей, под руководством высших должностных лиц республики.
Главной задачей проекта является инициация объективного и всестороннего рассмотрения федеральными государственными и правоохранительными органами  коррупционных правонарушений в республике.
В рамках проекта в адрес федеральных правоохранительных органов было направлено Заявление на возбуждение уголовного дела по фактам нарушений закона, имеющим признаки уголовных преступлений, в отношении бывшего главы Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А., отдельных государственных служащих и  руководителей хозяйствующих субъектов.
В круг лиц, чья деятельность должна быть проверена, входит временно исполняющий обязанности главы республики Николаев А.С.
Так как он занимал ряд руководящих должностей в правительстве, администрации главы республики и других органах власти в рассматриваемый проектом период (с 2000-х  годов по настоящее время). 
Рассмотрение заявления и дел находится на контроле Генеральной прокуратуры, Следственного комитета , ФСБ И МВД.
По подследственности дела под контролем:
-Отдела проведения проверок особой важности Управления организации проверочных мероприятий и реализации оперативной информации Главного  управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел РФ; 
-Третьего зонального отдела Управления процессуального контроля за следственными органами Следственного комитета РФ.
В связи с этим считаю необоснованным назначение Николаева А.С. на должность врио главы до окончания доследственной проверки федеральными правоохранительными органами.
Подробно моя позиция по данному вопросу изложена в прилагаемом материале «Кадровая ошибка Кремля при назначении врио главы Якутии». В тезисном виде выводы сформулированы в данном обращении.  

Врио главы Якутии имеет непосредственное отношение к ряду коррупционных дел, описанных в проекте, так как ранее занимал руководящие  посты в органах власти республики. Он был в подчинении у главных фигурантов дел  Штырова и Борисова.
Они имеют непосредственное отношение к уголовному делу в отношении совладельцев группы «Сумма» Магомедовых.
В частности, Николаев имеет отношение к следующим коррупционным делам.
Дело Алмазэргиэнбанка – это одно из разрабатываемых нашей организацией дел.
Оно находится по адресу http://yakutian.org/anti_bank.htm
Документы дела:
-Антикоррупционная экспертиза некоторых нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), касающихся распределения государственного жилья;
-Обращение по выявлению возможного участия высших должностных лиц Республики Саха (Якутия) в коррупционных правонарушениях и возбуждению в их отношении уголовных дел;
-Обращение по выявлению нарушения Федерального Закона РФ «О прокуратуре» и Федерального Закона РФ «О статусе судей в РФ».
Анализ имеющихся сведений позволяет сделать вывод о том, что в Якутии создана незаконная коррумпированная схема распределения государственного жилья в нарушение федерального законодательства.
Это дело выделено в отдельное производство в рамках Антикоррупционного проекта «Противодействие коррупционным правонарушениям в Республике Саха (Якутия)» - Дело №8 «Жилищно-нормативная коррупция».
Коррупционный механизм заключается в хищении бюджетных средств путем  незаконного получения государственного жилья, субсидий и квот региональными чиновниками, прокурорами и судьями.
В рамках Федерального антикоррупционного проекта «Устранение коррупционных рисков путем совершенствования законодательства и правоприменительной практики на основе моделирования коррупционных механизмов», находящегося по адресу http://yakutian.org/project_model.htm, рассматривается коррупционное дело №9 «Муниципально-жилищная  коррупция» (на примере дела «ТСЖ пр.Ленина, 27»), в котором также важную роль играет врио главы Николаев.
Суть дела заключается в незаконном захвате муниципальными и региональными чиновниками дорогостоящей земли и недвижимости  в центре различных городов России для последующего создания для себя и своего окружения источников дохода, прежде всего, путем строительства коммерческой недвижимости и сдачи его в наем.   

Николаев избежал привлечения к ответственности по 2 уголовным делам своих подчиненых:
-советника мэра Якутска на общественных началах Алексеева, задержанного в 2017 году при получении взятки в размере 40 млн рублей от чувашской фирмы "ДОРИСС", которая ремонтирует дороги Якутска;
-заместителя мэра Якутска по экономике и финансам Попова, задержанного по подозрению в незаконных действиях с земельным участком под строительство инклюзивной школы.
Однако, эти дела по компетенции принятия  решений находятся на уровне мэра. То есть Николаев, как минимум, не мог не знать, чем занимаются его прямые подчиненные.
Можно предположить, что Николаев руководил их преступными действиями, а потом при возбуждении уголовных дел отстранился от них с целью ухода от ответственности.

Также в Якутии чиновники, зачастую, используют «околозаконные» схемы обогащения, которые формально не нарушают закона, но наносят существенный вред интересам общества и государства.
В Якутии широко распространен «увод» бюджетных средств в аффилированные организации через подставные структуры  на основе  использования «околозаконных» способов.
Например, так произошло, когда банк с госучастием «Алмазэргиэнбанк», которым руководит супруга Николаева, профинансировал строительство рынка «Строительный» на 120 миллионов рублей, то есть было профинансировано создание частного бизнеса за счет средств государственного бюджета, направленных на поддержку алмазэргиэнбанка.  
Реализована классическая схема увода бюджетных средств: государственный бюджет – банк с госучастием – аффилированная организация. И во всех звеньях цепи  находятся «свои люди».
На основании имеющихся сведений можно сделать следующие выводы. 
1.)Лоббирование руководителем Алмазэргиэнбанк Николаевой интересов аффилированной структуры. 
2.)Создание частных бизнесов для родственников бывшего главы республики Борисова и бывшего мэра г.Якутска Николаева (через подставных лиц) за счет средств государственного бюджета, направленных поддержку банка.
Возникает вопрос: насколько это соответствует интересам населения и государства?
Ответ очевиден: это не соответствует интересам населения и государства.
Эти деньги могли бы быть направлены на социальную поддержку нуждающимся, строительство социальных объектов (школ, больниц, детсадов), а не на создание частного бизнеса для избранных.
Вот так «растворяются» сотни миллионы и миллиарды бюджетных средств без явного нарушения закона.
Однако, при наличии претензий участников органов управления банка и учредителей банка (Министерство имущественных отношений Якутии и другие) формальными нарушения могут быть отказ от конкурсных процедур и злоупотребление должностными полномочиями при лоббировании интересов аффилированной структуры.
Они могут инициировать привлечение Николаевой к ответственности в связи с нарушением ограничения, связанного с личной заинтересованностью в итогах конкурсного отбора инвестиционных проектов.
В таком случае действия Николаевой по:
-лоббированию интересов аффилированной структуры; 
-финансированию частных бизнесов за счет средств государственного бюджета, направленных поддержку АЭБ;
могут образовать состав преступлений, предусмотренных следующими статьями УК РФ: статья 201 «Злоупотребление полномочиями» и статья 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица».
Для обоснования и постановки этих нарушений нужны претензии учредителей и участников органов управления банка.
Однако, в условиях тотального распространения коррупции в Якутии, основанной на «круговой поруке», это крайне сложно  сделать.
При наличии составов преступления, когда расхищаются миллионы и миллиарды средств, не возбуждаются уголовные дела или их расследование приостанавливается, так как государственные органы (министерство финансов, министерство имущественных отношений и другие участники бюджетного процесса Якутии) не признают себя потерпевшими от преступных действий высокопоставленных коррупционеров и их протеже.
Таким образом, злоупотребления в особо крупных размерах совершались и совершаются в крупных республиканских компаниях. Например, в финансовой корпорации САПИ (фонд "Сахаалмазпроминвест"), где с 1994 года работал Николаев. В 1995 году он занял пост вице-президента корпорации САПИ.
САПИ была образована для «создания эффективных механизмов решения социально-экономических и экологических проблем» восьми районов алмазной провинции Республики Саха». Алмазодобывающая компания «АЛРОСА» перечисляла ей 2% от объема реализации продукции.
Правоохранительные органы неоднократно возбуждали уголовные дела в отношении руководства САПИ за различные злоупотребления и виновные действия. Контрольно-надзорные органы также фиксировали нарушения.

По данным федерального информационного агентства Интерфакс от 21.06.18 (источник: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=943775&sec=1679). 
Правительство республики как основной акционер Алмазэргиэнбанка намерено в 2018 году докапитализировать банк не менее чем на 2 млрд рублей, следует из годового отчета кредитной организации.
На 2018 год общий объем доходов государственного бюджета Якутии определен в сумме 188,675 млрд. руб., общий объем расходов – 190,202 млрд.руб. Дефицит государственного бюджета республики на 2018 год составит 1,527 млрд. руб.
Объем помощи республики банку составляет 1,1% от расходов бюджета, что является очень крупной суммой.
В условиях усиления кризисных явлений, высокого уровня госдолга и невыполнения ряда социальных обязательств нецелесообразным является поддержка коммерческого банка, который, по определению,  должен сам зарабатывать деньги.  
Якутия испытывает значительные трудности по нормативному финансированию сети бюджетных учреждений, своевременно не выполняются обязательства по приобретению жилья для детей-сирот и другие виды социальных расходов. Из-за растущего дефицита  бюджета отменяется строительство социальных объектов.
Идет постоянное сокращение социальной сферы и процесс перехода на аутсорсинг. Много организаций социальной, образовательной и культурной сферы преобразованы в автономные некоммерческие организации и их обязали зарабатывать деньги. А в это время коммерческому банку выделяют помощь.
Вопрос: чем обусловлено желание правительства Якутии помочь банку, который сам должен зарабатывать деньги, в ущерб помощи социальным бюджетным учреждениям, которых заставляют самих зарабатывать деньги ?
Эта «коммерциализация» бюджетной сферы ведет к упадку и ликвидации социальных учреждений в ввиду неплатежеспособности значительной части населения и ограниченности рынка услуг в республике с численность населения менее миллиона человек.
Ответ очевиден: налицо лоббирование Николаевым бизнеса своей супруги.  

Также с учетом имеющейся практики можно предположить, что значительная часть от 2 миллиардов рублей будет израсходована на непроизводительные расходы – непомерно роскошное содержание административно-управленческого персонала банка.
В материале «Жена мэра Якутска хочет ремонт своего кабинета за 7,5 млн.»
(источник: http://www.yktimes.ru/politika/zhena-mera-yakutska-hochet-remont-svoego-kabineta-za-7-5-mln) представлены сведения и конкрусная документация на выполнение ремонтных работ в кабинетах топ-менеджмента Алмазэргиэнбанка на сумму 24 миллиона 160 тысяч рублей.
Что такое 24 миллиона за ремонт кабинетов руководства банка, 120 миллионов на создание частного бизнеса - строительного рынка, 2 миллиарда господдержки банка ?
Сравним это на примере стоимости строительства одного объекта социальной сферы в Якутии. Согласно заключенного контракта строительство детского сада на 50 мест в селе Эжанцы Усть-майского района республики составляет 59,9 миллиона рублей (источник:https://fintender.ru/star/region/respublika-saha-yakutiya/c3142800326217000015--stroitelstvo-detskogo-sada-na-50-mest). 
Таким образом, государственные деньги в размере:
- 24 миллиона (ремонт кабинетов руководства банка) – это 0,4 сельского детсада;
- 120 миллионов (создание частного бизнеса) - это 2 сельских детсада;
- 2 миллиарда (господдержка банка) – это 33 сельских детсада.
Подобное необоснованное расходование государственных средств недопустимо в условиях массовой бедности населения и большого количества нерешенных социальных проблем.
Реальная среднемесячная заработная большинства населения республики составляет лишь 20-30 тыс.рублей, а не заявленные правительством Якутии 61,9 тыс.рублей. Этот уровень носит расчетный характер и образуется за счет необоснованно сверхвысоких доходов топ-менеджеров госкомпаний и небольшого количества  высокооплачиваемых категорий.
В сельской местности безработица достигает свыше 50% и значительная часть населения живет в условиях крайней нищеты, не имея даже прожиточного минимума и выживая за счет ведения натурального хозяйства.
Вопрос: что приоритетней - решение социальных вопросов населения или поддержка банка, приближенного руководству республики ?
Ответ также очевиден и содержится в положении статьи 7 Конституции РФ, утвердившем то, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Поэтому необходимо, прежде всего, правильно расставить приоритеты работы органов власти республики. Однозначно, Николаев не способен на это, поэтому он является неприемлемой кандидатурой на пост главы республики. 

В целом нахождение супругов Николаевых на посту врио главы Якутии и руководителя алмазэргиэнбанка создает благоприятные условия для возникновения «конфликта интересов».
К этому приводит совокупность действий Николаевых:
-лоббирование Николаевым выделения господдержки банком в виде 2 миллиардов рублей;
-лоббирование Николаевой направления 120 миллионов рублей на создание частного бизнеса.
И это только начало. Можно предположить, что в дальнейшем ситуация лишь усугубится.
Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника.
Статья 10 Федерального закона  №273 «О противодействии коррупции» содержит:
1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Таким образом, можно сделать вывод, что решение выделить 2 миллиарда рублей банку образует «конфликт интересов», поскольку:
Николаев имеет личную заинтересованность (увеличить доходы семьи посредством увеличения доходов супруги - руководителя банка, которая сможет это сделать в случае поступления средств из государственного бюджета) и это отрицательно влияет на надлежащее исполнение им должностных обязанностей (ввиду смещения приоритетов при определении первоочередных направлений расходования средств государственного бюджета),
вследствие чего возникают противоречия между:
-личной заинтересованностью Николаева в содействии супруге в получении дополнительных доходов;
-законными интересами граждан, общества и государства в сфере реализации государством социальных обязательств,      
что способно причинить вред правам на получение доступа к социальным услугам (образования, медицины, культуры) по причине прекращения строительства социальных объектов и снижения их финансирования при наличии возможностей для этого, жилья гражданами, имеющими право на это (дети-сироты, инвалиды, погорельцы и другие льготные категории), а также на получение других благ, гарантированных Конституцией РФ. 

В целом, можно констатировать ошибочность выбора неприемлемой кандидатуры на должность врио главы Яктуии.
Понятно, что выбор между местным или федеральным представителем является непростым делом в национальных республиках. Федеральный центр всегда проявляет осторожность в этом вопросе.
Но в данном случае можно сказать, что проявлена ненужная осторожность, когда вместо «варяга» или ввиду отсутствия достойного кандидата была  представлена неприемлемая кандидатура.
Выбор оказался неправильным. Лишь по одной причине: в условиях тотального распространения коррупции в Якутии приоритетом работы главы должна была стать борьба с коррупцией, а новый врио не может этого сделать, так как сам причастен к ряду коррупционных дел.

При анализе  ситуации и принятии решений по Якутии предлагаю учесть, что в республике выстроена целая коррупционная система воровства в различных доходных отраслях и сферах.
Якутские коррупционеры взяли под контроль все существенные доходные источники (финансовые потоки, выгодные госзаказы, прибыльные предприятия)  в целях личного обогащения.   
Воровство на государственном уровне в Якутии – это  не только прямые хищения, но и очень сложные изощренные схемы по незаконному обогащению (завышение тарифов и сметной стоимости, осуществление невыгодных для государства сделок с активами за взятки, необоснованные вливания бюджетных средств в в аффилированные структуры и другое). 
Коррупционные преступления совершаются в стратегически значимых и инфраструктурных предприятиях и организациях, таких как, ОАО «Горизонт-РТ», ОАО «Якутцемент», ОАО «Якутгазпром», ОАО «Алроса-Нюрба», ОАО «РИК Плюс» «Сахатранснефтегаз», ОАО «Туймаада-нефть».
Некоторые коррупционные механизмы, действующие в Якутии, описаны в Антикоррупционном проекте нашей организации «Противодействие коррупционным правонарушениям в Республике Саха (Якутия)».

Я, как местный житель республики, знающий специфику региона, считаю, что в случае отсутствия достойной кандидатуры из местных или невозможности обеспечения независимости назначенного врио главы от внутрирегиональных деструктивных сил надо было назначить «варяга» - человека извне республики, никоим образом не связанного с местными правящими группами.
И не надо опасаться недовольства местных правящих групп, что они могут начать саботаж решений нового главы и всемерно противодействовать его работе.
Необходимо знать, что Якутия – это регион, разъедаемый внутренними распрями правящих групп, делящих блага между собой, когда проигравшими при любом раскладе остаются рядовые люди.
Правящие группы Якутии не представляют интересов широких слоев населения. Они представляют только свои интересы, интересы своих родственников и приближенных лиц.
Их цель – обеспечить себе благополучие любым способом, в том числе за счет ущемления прав своих земляков, не являющихся членами их клана. 
В реальности они выдают свои частные интересы за позицию народа, голос которого просто затыкается. Кандидат, одобренный местными коррупционерами, будет поддержан  только близким окружением и родственниками, что составляет всего несколько тысяч человек.
Поэтому не назначение «варяга», а дальнейшее ухудшение ситуации в республике неприемлемым кандидатом способно дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в регионе и подорвать авторитет федеральной власти.
Поддержка населения Якутии гарантирована «варягу» в случае начала позитивных преобразований в ключевых сферах, прежде всего, в области противодействия коррупции.
Якутии нужен вариант борьбы с коррупцией, отработанный в  Сахалинской области и Республике Коми, когда оперативно и комплексно были нейтрализованы крупные организованные преступные сообщества, состоящие из коррумпированных чиновников, правоохранителей и судей, под руководством глав регионов.
С учетом того, что в ряде регионов власть фактически захвачена организованными преступными сообществами, Якутии нужен опытный силовик – специалист по борьбе с организованной преступностью. 
Например, такой как исполняющий обязанности главы Республики Дагестан  РФ, генерал-полковник милиции Владимир Васильев.
С начала 2018 года под руководством Васильева в Дагестане арестованы мэр Махачкалы и вся верхушка дагестанского правительства: и.о. премьера, заместители премьера, главный архитектор.
То есть это должен быть человек, как Васильев, доказавший своей жизнью преданность своему делу - соблюдению законности и правопорядка, и которого невозможно запугать или купить.

В заключении необходимо отметить, что большая часть избирателей  Якутии не поддерживают Николаева и в сентябре 2018 года проголосуют за других кандидатов или не придут на выборы.
Он может выиграть лишь за счет незаконного применения «административного ресурса» путем принуждения рядовых чиновников, бюджетников, работников организаций с госучастием под угрозой потери рабочего места и различного рода преследований, а также за счет других нарушений закона.
Однако, это может привести лишь к усилению социальной напряженности и в дальнейшем возможности протестного «социального взрыва» в Якутии, что приведет к дестабилизации общественно–политической ситуации в регионе.

На основании вышеизложенного предлагаю:

1.) Дать правовую оценку представленным сведениям в отношении Николаева А.С., указывающим на возможное наличие у него «конфликта интересов» и отрицательной мотивации в виде доминирования личных корыстных интересов над интересами государства и общества.

2.) Провести дополнительные проверочные мероприятия в отношении Николаева А.С. в связи с причастностью к коррупционным делам, представленным в данном обращении.  

        3.) Представить:
- информацию о результатах проверочных мероприятий по линии ФСБ РФ в отношении Николаева А.С., проведенных при назначении на должность временно исполняющего обязанности Главы Республики Саха (Якутия);
- ФИО офицера ФСБ РФ, производившего проверочные мероприятия, его должность и специальное звание;  
- ФИО руководителя подразделения ФСБ РФ, которое производило проверочные мероприятия, его должность и специальное звание.

4.) Отстранить Николаева А.С. от должности временно исполняющего обязанности главы Республики Саха (Якутия) до окончания проведения дополнительных проверочных мероприятий и доследственной проверки федеральными правоохранительными органами.

5.) Рассмотреть вопрос назначения на должность временно исполняющего обязанности Главы Республики Саха (Якутия) приемлемой кандидатуры, соответствующей  всем предъявляемым  требованиям.

6.) Проверить возможную причастность Николаева А.С. к различным правонарушениям коррупционной направленности и принадлежность к различным организованным преступным сообществам, начиная с 1995 года, по делам оперативного учета по линии Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) Службы криминальной милиции МВД РФ, оперативных служб ФСБ РФ и других подразделений правоохранительных органов, а также органов финансовой разведки и контрольно-надзорных органов.


Приложение
Аналитический материал «Кадровая ошибка Кремля при назначении врио главы Якутии»


Руководитель                                                                С.Ю.Петров

1 комментарий:

  1. Аналитический материал «Кадровая ошибка Кремля при назначении врио главы Якутии» находится здесь
    http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/06/blog-post_29.html

    ОтветитьУдалить