Противодействие незаконной
криминализации
правозащитной деятельности в России:
статья 2842
УК РФ - Пособничество введению санкций
Продолжается выполнение серии антикоррупционных экспертиз в рамках реализации проекта
«Противодействие системе подавления гражданского общества в России, осуществляемого
путем неправомерного ограничения деятельности неправительственных организаций с
международным участием и незаконной криминализации правозащитной деятельности в
нарушение международных норм».
О проекте можно узнать в
предыдущем материале по теме «Противодействие незаконной криминализации правозащитной
деятельности в России: статья 275 УК РФ «Государственная измена»» по адресу http://stepanpetrov.blogspot.com/2018/12/275.html
Проведена антикоррупционная экспертиза в
отношении проекта статьи 2842 Уголовного
кодекса РФ, которая
создает условия для незаконной произвольной квалификации правозащитной
деятельности на международном уровне как враждебную деятельность,
образующую преступное деяние.
Это создает возможность
произвольного, необоснованного и неправомерного привлечения независимых
правозащитников, осуществляющих правозащитную деятельность в рамках
международного права, к уголовной ответственности за сотрудничество с
международными организациями, в которых состоит Россия.
Законопроект № 464757-7 с проектом статьи 2842 находится на сайте
Госдумы РФ по адресу http://asozd2c.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=464757-7
Введение статьи 2842,
даже в измененном виде в соответствии с предложениями, будет носить
деструктивный характер и нарушать ряд основополагающих норм российского и
международного права.
Поэтому Я предостерег органы власти России от принятия этой необдуманной
нормы уголовного права, которая провоцирует массовые репрессии неугодных в
России.
В связи с этим было рекомендовано отказаться от принятия второй части данной статьи.
Считаю неприемлемым необоснованное
привлечение к уголовной ответственности участников международного
правозащитного процесса и попытки регулировать международно-правовую сферу
инструментами уголовного права.
Правозащитники России могут быть наказаны за то, что выполняют свою
общественную работу по защите прав граждан.
Надо бороться с причинами, а не с последствиями
и другими второстепенными факторами.
Природа санкций носит международно-правовой характер, поэтому надо
действовать на основе применения дипломатических методов и соблюдения
международных норм, а не путем репрессий гражданских активистов и народа
России.
Главным нарушением является противоречия между:
-принципом верховенства
международного права, которое предусматривает применение мер принуждения к
стране-нарушителю в случае нарушения
прав человека в рамках взятых на себя международно-правовых обязательств, а
также принципом легитимности применения
мер принуждения к стране-нарушителю
-и направлением противодействия введению
ограничительных мер, определенным в данной статье.
Это обусловлено отсутствием
разграничения видов международных организаций, за помощь которым можно привлечь
к уголовной ответственности, в частности, в отсутствии нормы об исключении
международных организаций, в которых состоит Россия.
Так как международные организации,
где Россия является полноправным членом, не могут осуществлять враждебную
деятельность в отношении России в противоречии своей цели - координация и
сотрудничество между участниками организации, среди которых находится Россия.
Поэтому санкции международных
организаций, в которых состоит Российская
Федерация, в случае должного обоснования являются справедливой и
обоснованной мерой воздействия на государство, нарушающее взятые на себя
международно-правовые обязательства.
Органы власти России обязаны,
прежде всего, соблюдать взятые на себя международные обязательства в рамках
членства в различных международных организациях, а не заниматься репрессиями
субъектов международного правозащитного процесса – независимых правозащитников
России, призывающих к соблюдению прав человека в стране.
Необходимо отметить, что меры
принуждения, предусмотренные международным правом в рамках членства России в
международных организациях, не могут считаться «вмешательством во внутренние
дела» государства, так как не связаны с воздействием какой-либо страны или
группы стран, а касаются реализации общепризнанных международных норм. Это,
прежде всего, связано с выполнением страной обязательств, взятых на себя при
добровольном вхождении в ООН.
Чтобы заявлять о том, что требования международного сообщества по
соблюдению прав человека являются «происками врагов», странам-нарушителям прав
человека, таким как Россия, надо выйти из состава ООН и объявить о противоречии
норм международного права национальному законодательству.
Инициатива введения данной статьи является абсурдной и нелепой.
Так как в результате этого к уголовной ответственности может быть
привлечен практически любой человек на планете Земля, выразивший свой протест
нарушениям прав человека в России.
К уголовной ответственности могут
быть привлечены все неугодные:
-от сидящей на скамейке бабушки, которая недовольна ростом цен на лекарства, коммунальные услуги и
высказала предложения ввести международные санкции против алчных чиновников,
повышающих себе зарплаты и ухудшающих положения рядовых граждан;
-до президента США, который может подписать закон о введении санкций
в отношении России.
Согласно уголовного права России к ответственности должны быть привлечены
не только пособники, но и другие участники преступления (организатор,
исполнитель и подстрекатель).
Проиллюстрируем гипотетическую
ситуацию на примере Закона Магнитского - одного из известных документов, на
основании которых были введены санкции.
На основании представленных
документов установим все субъекты преступления в табличной форме. Описание
является условным для случая, если бы статья 2842 была
введена до принятия закона Магнитского.
Виновные действия
|
Субъекты преступления
(лица, подлежащие привлечению
к уголовной ответственности)
|
Умышленные
действия,
способствующие
введению мер
ограничительного
характера
|
Пособники
преступления -
граждане
России,
упомянутые
в документе
|
Введение
мер
ограничительного
характера путем:
1.) одобрения
закона Комитетом по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США
7 июня
2012 года
2.)
одобрения «закон Магнитского» в нижней
палате Конгресса США 16 ноября 2012 года
3.)
одобрение Сенатом США 6 декабря 2012 года
4.)
подписания Президентом США
14
декабря 2012
5.)
исполнения мер органами государственной власти США:
-
Государственный Департамент США,
-
Министерство финансов США.
|
Члены
Конгресса США
и
Сената США являются организаторами преступления
Президент
США является
организатором
преступления
Руководители
и сотрудники Государственного Департамента США, Министерства финансов США
являются исполнителями преступления
|
На данном примере можно определить круг соучастников преступления, кроме пособников:
-организаторами преступления являются Президент США, Члены Конгресса США и Сената
США;
-исполнителями преступления являются руководители и сотрудники Государственного
Департамента США и Министерства финансов США.
Организаторы и исполнители преступления должны понести более суровое
наказание, чем пособники.
Таким образом, после возбуждение
уголовного дела в отношении Президента США, Членов Конгресса США и Сената США,
руководителей и сотрудников Государственного Департамента США и Министерства
финансов США должны быть проведены соответствующие следственные действия и
оперативно-розыскные мероприятия.
Необходимо определиться, каким
образом они будут доставлены в России для следствия и суда.
Возможно, доставление преступников для проведения следствия и суда
будет осуществлен путем проведения специальной операции вооруженных сил России
по захвату организаторов и исполнителей преступления:
-Президента США,
-Членов Конгресса США и Сената США,
-руководителей и сотрудников Государственного Департамента США и
Министерства финансов США.
Или будет проведена иная спецоперация
контрразведывательных подразделений.
Возможно, будет инициировано
внесение изменений в международное право по лишению неприкосновенности глав
иностранных государств и руководителей органов власти иностранных государств в
связи с возбуждением в их отношении уголовных дел в других странах. Тогда
Россия сможет теоретически оформить запрос через Интерпол для их ареста и
экстрадиции.
Также необходимо провести следственные действия и оперативно-розыскные
мероприятия (обыски, выемку документов и т.д.) на месте совершения преступления
(введение мер ограничительного характера) –
США, Округ Колумбия, город Вашингтон по адресам нахождения
- Белого дома — официальной
резиденции президента США (Пенсильвания-авеню, 1600, англ. 1600 Pennsylvania
Avenue);
- Капитолия, зданий Конгресса и
Сената США;
- Государственного Департамента
США;
- Министерства финансов США.
Новая норма об уголовной
ответственности других соучастников -
организатора, исполнителя и подстрекателя должна применяться к представителям иностранных
государств, союзов иностранных государств и международных организаций, которые
занимаются введением мер ограничительного характера.
Очевидна нецелесообразность введения подобной нормы и абсурдность
подобного сценария развития событий, который должен быть реализован в случае
принятия подобного закона после введения данной статьи.
Это ярко раскрывает абсурдность и нелепость самой инициативы введения
данной статьи – попытку регулировать международно-правовую сферу инструментами
уголовного права.
Все это напоминает попытку отвлечь
внимание от насущных проблем страны.
Подавлением тех, кто говорит о
проблемах, не удастся побороть сами проблемы. «Затыканием ртов» не победить
бедность и нищету, коррупцию и произвол
в России.
Большая часть жителей России живет в нищете и крайней нужде.
Им хватает только еду. Они недовольны своим положением и поддержат
протесты в защиту своих прав.
Потому, что люди не видят выхода
из царящей в России бедности и нищеты, коррупции и произвола.
Социальная
несправедливость и отсутствие жизненных перспектив привели к росту негативных социальных явлений (алкоголизм,
наркомания, самоубийства и преступность), что привело к вымиранию населения
страны.
По официальным
данным, население России составляет 147 миллионов. Однако, по независимым
оценкам численность населения страны составляет менее 80 миллионов человек, из
которых 20 миллионов это мигранты.
В условиях исчерпания средств
защиты своих прав в России, когда органы власти не слышат народ, а только
ужесточают репрессивные меры, граждане России могут массово поддержать
обращения к мировому сообществу, как последней возможности добиться соблюдения
своих прав на достойную жизнь.
Правительство России само
противопоставляет себя народу, реализуя антинародные инициативы (повышение
пенсионного возраста, неадекватный рост коммунальных тарифов, цен на топливо и
продукты, повышение налогов, введение налогов на самозанятых и безработных,
налог на дачные постройки и т.д.).
Губительным для страны является то,
что для устранения протестных настроений в обществе вместо эффективного решения
социально-экономических проблем органы власти России занимаются введением
репрессивных мер уголовного и административного законодательства.
Никакие репрессивные меры не остановят протесты в России, когда большая
часть населения страны выразит свой протест.
Очевидно, что принятие статьи 2842 может привести к
ситуации, близкой к репрессиям в отношении неугодных лиц в Советском Союзе, пик
которых пришелся на 1937 год.
Тогда происходил массовый арест людей по ложным доносам и люди
произвольно и бездоказательно обвинялись в «работе на американскую и японскую
разведку».
По данным МВД СССР за период с
1921 по 1954 год было репрессировано 3 777 380 человек, из них: к ВМН (высшая
мера наказания – расстрел) — 642 980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах
— 2 369 220 человек, в ссылку и высылку — 765 180 человек.
Это было преступлением советского режима перед народом и стало
общенациональной трагедией, так как коснулось почти каждую советскую
семью.
Часто приговор содержал
формулировку «25 лет без права переписки», что для родственников означало
«прощание с близким навсегда» с учетом нечеловеческих условий содержания.
Символом репрессий стали колымские лагеря ГУЛАГа. Колымские дороги
построены в прямом смысле на костях заключенных, умерших от голода, холода и
болезней.
Многие не дожили до амнистии 1953
года, когда произошло массовое освобождение политических заключенных.
Сейчас в связи с введением этой статьи и реализацией других мер
уголовного преследования неугодных Россия стоит на пороге аналогичной
человеческой катастрофы.
В России может повториться трагедия:
массовые репрессии неугодных лиц.
Ниже представлена антикоррупционная
экспертиза в отношении проекта статьи 2842 Уголовного
кодекса РФ.
20 декабря 2018 года
Степан Петров,
Руководитель Общественной
организации «Якутия - Наше Мнение»
сайт http://yakutian.org
электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11
Заключение
по
результатам независимой антикоррупционной экспертизы
проекта статьи 2842 УК РФ
Общественная организация по мониторингу социально-экономической
ситуации и информированию населения "Якутия - Наше Мнение", аккредитованная распоряжением
Минюста России №2284 от 11.12.2015г. в качестве независимого эксперта,
уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 5
Федерального закона от 17 июля 2009
г . № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26
февраля 2010 г .
№ 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов»,
проведена антикоррупционная экспертиза в
отношении проекта статьи 2842 Уголовного
кодекса РФ.
Статья 2842 Ограничение или отказ в совершении обычных
хозяйственных операций или сделок в целях содействия в исполнении мер
ограничительного характера, введенных иностранным государством, союзом
иностранных государств или международной организацией
1. Совершение действий
(бездействие) в целях исполнения решения иностранного государства, союза
иностранных государств или международной организации о введении мер
ограничительного характера, если эти действия (бездействие) повлекли
ограничение или отказ в совершении гражданами Российской Федерации,
юридическими лицами, зарегистрированными в Российской Федерации, Российской
Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, а
также подконтрольными им лицами (российские частные и публичные субъекты, а
также подконтрольные им лица) обычных хозяйственных операций или сделок -
наказывается штрафом в размере до
шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до четырех лет, либо ограничением свободы на срок до
четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо
лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
одного года либо без такового.
2. Совершение гражданином
Российской Федерации умышленных действий, способствующих введению иностранным
государством, союзом иностранных государств или международной организацией мер
ограничительного характера в отношении российских частных и публичных
субъектов, а также подконтрольных им лиц, в том числе посредством
предоставления рекомендаций и передачи сведений, которые привели или могли
привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских
частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц -
наказывается штрафом в размере до
пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех
лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до
шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере
до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до одного года либо без такового.
В представленной статье 2842 УК
РФ выявлены следующие коррупциогенные факторы, входящие в Постановление
Правительства РФ №96 от 26.02.2010г.:
Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения
государственными органами, органами местного самоуправления или организациями
(их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого
порядка;
Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или
оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного
органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами,
создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или
организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм,
подлежащих применению в конкретном случае.
Коррупциогенный фактор «Нормативные коллизии» проявляется в виде противоречия
между:
-принципом верховенства
международного права, которое предусматривает применение мер принуждения к
стране-нарушителю в случае нарушения
прав человека в рамках взятых на себя международно-правовых обязательств, а
также принципом легитимности применения
мер принуждения к стране-нарушителю
-и направлением противодействия
введению ограничительных мер, определенным в данной статье.
Наличие этого фактора обусловлено отсутствием
разграничения видов международных организаций, за помощь которым можно привлечь
к уголовной ответственности, в частности, в отсутствии нормы об исключении
международных организаций, в которых состоит Россия.
Так как международные организации,
где Россия является полноправным членом, не могут осуществлять враждебную
деятельность в отношении России в противоречии своей цели - координация и
сотрудничество между участниками организации, среди которых находится Россия.
Поэтому санкции международных
организаций, в которых состоит Российская
Федерация, в случае должного обоснования являются справедливой и
обоснованной мерой воздействия на государство, нарушающее взятые на себя
международно-правовые обязательства.
Коррупциогенные факторы «Отсутствие или неполнота административных
процедур», «Широта дискреционных полномочий» проявляются в виде:
-неопределенности условий (оснований)
для привлечения к уголовной ответственности по данной статье;
-того, что правоохранительные
органы не имеют четкого порядка для проведения уголовно-правовой оценки деяний
и квалификации преступления ввиду неопределенности формулировок, а также
привлечения к ответственности других соучастников преступления.
Эти проявления заключаются в
следующем.
1.В отсутствии порядка установления
причинно-следственной связи между введенными санкциями и пособничеством
гражданина.
В соответствии с принципами уголовного
права для обвинения в совершении преступления нужны доказательства, то есть
нужно документально доказать причастность гражданина России к введению санкций.
Для этого необходимо установить требование наличия доказательств использования
представленных гражданином сведений и рекомендаций при принятии решения о введении ограничительных
мер.
2. В отсутствии конкретизации способов
совершения преступления, форм и способов предоставления рекомендаций и передачи
сведений, что провоцирует произвольное и
необоснованное привлечение к уголовной ответственности.
3. В наличии текста «или могли
привести», что создает условия для произвольного
и необоснованного привлечения к уголовной
ответственности.
Эти неоконченные действия являются
крайне сложными для доказывания видом преступления и не носят выраженного
криминального характера, так как преимущественно являются частью правозащитной деятельности
и ранее не относились к противоправным деяниям.
4. В отсутствии корреляции с нормой
об уголовной ответственности других соучастников преступления - организаторов,
исполнителей и подстрекателей, так как таковой нормы нет, что требует ее принятия.
В совокупности наличие этих коррупциогенных факторов в рассматриваемой
статье создает возможность произвольного, необоснованного и неправомерного
привлечения независимых правозащитников, осуществляющих правозащитную
деятельность в рамках международного права, к уголовной ответственности за
сотрудничество с международными организациями, в которых состоит Россия.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается
внести следующие изменения во вторую часть статьи:
1.) включить в статью текст «за
исключением международных организаций, в которых состоит Российская Федерация»
после слова «организацией» в целях исключения прямого нарушения норм
российского и международного права в части контроля за выполнением взятых на
себя Россией международно-правовых обязательств;
2.) включить в статью требование
наличия в качестве обязательного доказательства вины гражданина документа
иностранного государства, союза иностранных государств и международной
организации (или его сопроводительные документы - пояснительная записка,
обоснование, комментарий и т.д.), который содержит:
-сведения о введении
ограничительных мер;
-имя гражданина, его установочные
данные и суть переданных сведений и рекомендаций;
3.) конкретизировать способы
совершения преступления, предусмотренного статьей, указав конкретно суть преступных действий,
формы и способы предоставления рекомендаций и передачи сведений;
4.) исключить из статьи текст «или
могли привести» с учетом того, что эти
неоконченные действия преимущественно являются частью правозащитной
деятельности, а не криминальными действиями, а также этот сложный для
доказывания вид преступления ранее не являлся противоправным деянием;
5.) дополнить статью нормой об уголовной ответственности других
соучастников - организаторов, исполнителей и подстрекателей, которая должна применяться
к руководителям и представителям иностранных государств, союзов иностранных
государств и международных организаций, которые занимаются введением мер
ограничительного характера.
Приложение
Обоснование предложенных рекомендаций
Приложение
Обоснование предложенных рекомендаций
1.) Необходимость
включения в статью 2842
текста «за
исключением международных организаций, в которых состоит Российская Федерация» в целях исключения прямого
нарушения норм российского и международного права в части контроля за
выполнением взятых на себя Россией международно-правовых обязательств
Введение статьи 2842 носит деструктивный характер и нарушает ряд основополагающих норм
российского и международного права.
Данная статья прямо нарушает ряд
международных норм. Приведем это на примере обязательств, обусловленных
членством в ООН.
Роль статьи 2842 в
международном правозащитном процессе
Характеристика правового
положения в зависимости от степени соблюдения нормы международного права
|
Процесс исполнения норм
международного права
|
Процесс исполнения УК РФ
с учетом введения статьи 2842
|
1.)
Норма соблюдается, обеспечивается состояние прав, гарантированное нормой
|
Мониторинг
и контроль
за
реализацией нормы
|
|
2.)
Норма нарушается, предусмотренные нормой права не соблюдаются
|
Фиксация
нарушений нормы и обсуждение необходимости принятия мер реагирования
|
|
3.)
Норма нарушается,
требуется
вмешательство
|
Введение
санкций
|
Уголовное
преследование граждан России
|
4.)
Норма соблюдается, нарушения устранены
|
Устранение
нарушений
|
|
5.)
Норма соблюдается, обеспечивается
состояние прав, гарантированное данной нормой
|
Отмена
санкций
|
|
Как видно, действие данной статьи напрямую мешает реализации прав и свобод,
гарантированных международным правом, так как предполагает необоснованное
привлечение к уголовной ответственности участников международного
правозащитного процесса.
Статья 2842 нарушает нормы
российского и международного права, в частности:
1.) пункт 4 статьи 15 Конституции РФ:
«Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора»;
2.) пункт 2 статьи 1 Уголовного Кодекса РФ:
«Настоящий Кодекс основывается на Конституции
Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права»;
3.) статья 41 Устава ООН, в которой состоит Российская
Федерация:
«Совет
Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием
вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может
потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать
полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских,
воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также
разрыв дипломатических отношений»;
4.) положения международных договоров, ратифицированные Россией и
которые касаются, прежде всего, прав
на достойную жизнь и доступ к правосудию:
- Всеобщая декларация прав
человека,
- Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах,
- Международный пакт о гражданских и политических
правах.
Статья 30 Всеобщей декларации прав человека гласит:
«Ничто в настоящей Декларации не
может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц
или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать
действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей
Декларации».
Таким образом, государства, в том числе Россия, обязаны выполнять
взятые на себя международно-правовые обязательства, а в случае нарушений к
государствам-нарушителям могут применяться меры воздействия.
Раскроем сущность нарушений в
табличной форме.
Нарушение статьей 2842 норм
российского и международного права
(на примере обязательств, обусловленных членством в ООН)
Норма права
|
Суть нарушения
|
Пункт 4
статьи 15 Конституции РФ
|
Нарушается
принцип верховенства международного права, который предусматривает применение
мер принуждения к стране-нарушителю в
случае нарушения прав человека в рамках взятых на себя международно-правовых
обязательств
|
Пункт 2
статьи 1 Уголовного Кодекса РФ
|
Нарушается
принцип приоритета Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм
международного права
|
Статья
41 Устава ООН,
в
которой состоит Российская
Федерация
|
Нарушается
принцип легитимности применения мер
принуждения к стране-нарушителю в
случае угрозы международной безопасности и нарушения прав человека
в
рамках взятых на себя международно-правовых обязательств
|
Положения
международных
договоров, ратифицированные Россией и которые касаются прав на достойную
жизнь и доступ к правосудию
|
Нарушается принцип верховенства
международного права и ответственности за реализацию четкого перечня прав человека, определенных, прежде всего,
в следующих документах:
-Всеобщая декларация прав
человека,
-Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах,
-Международный пакт о гражданских и политических
правах.
|
Грубое, массовое и длительное нарушение прав граждан
России на достойную жизнь и доступ к правосудию со
стороны органов власти России раскрыто и доказано в докладе нашей общественной
организаций Якутия - Наше Мнение» с использованием необходимых статистических и
фактологических данных.
Социальная
несправедливость, массовая нищета, рост негативных социальных явлений
(алкоголизм, наркомания, самоубийства и преступность), коррупционный произвол и
беззаконие в России могут привести к массовым неуправляемым актам насилия,
вооруженным конфликтам и кровопролитной
гражданской войне.
Это угрожает международной безопасности, соблюдению прав человека, законности и правопорядка, что
может быть основанием применения мер воздействия в отношении России.
Доклад был представлен на 30-й сессии Рабочей группы Совета ООН по
правам человека по проведению Универсального периодического обзора, на которой
было рассмотрено соблюдение прав человека в России в мае 2018 года.
Универсальный периодический обзор (УПО) - это один из главных
правозащитных механизмов, в рамках которого рассматриваются нарушения прав
человека, предусмотренные всеми международными договорами.
Оригинал доклада на английском
языке находится на сайте Совета по правам человека ООН по адресу:
Из списка необходимо выбрать
доклад нашей организации NGO Yakutia - Our Opinion.
С докладом по Универсальному периодическому
обзору 2018 года и другими материалами по теме на русском языке можно ознакомиться
в материалах организации:
-доклад и описание
механизма обзора
-принятые рекомендации организации и оценка национального доклада
Приведем краткие выдержки из
доклада.
Органы власти России грубо, массово и длительное время нарушают права
граждан страны, прежде всего, на достойную жизнь и доступ к правосудию.
Нарушаются нормы международного
права, которые можно условно разделить на экономические и юридические права.
1.) Экономические права (социальное обеспечение и достаточный жизненный уровень,
включая достаточное питание, одежду и жилье), которые гарантированы следующими
документами, ратифицированными Россией.
1.1.) Всеобщая декларация прав
человека
Статья 22
Каждый человек, как член общества,
имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для
поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в
экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных
усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и
ресурсами каждого государства.
Статья 25
1. Каждый человек имеет право на
такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и
необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья
и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай
безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного
случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
1.2.) Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах
Статья 9
Участвующие в настоящем Пакте
государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая
социальное страхование.
Статья 11
1. Участвующие в настоящем Пакте
государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и
его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное
улучшение условий жизни.
Основными причинами нарушений экономических прав в России являются
низкий уровень жизни и несправедливое распределение национального дохода в
нарушение конституционных норм.
Низкий уровень жизни населения
России является следствием заниженных минимальных социальных стандартов, низкой
реальной покупательной способности доходов, завышения цены и тарифов,
ненадежности усредненных статистических данных.
Больше половины населения России
имеют доходы ниже прожиточного минимума по причине занижения минимальных
социальных стандартов.
Фактические результаты российской
социальной политики очень негативны. Это приводит к физическому вымиранию
населения и деградации общества. Это может быть классифицировано как создание
условий для геноцида.
Социальная несправедливость в
России привела к массовой нищете россиян и ряду социальных проблем, таких как
алкоголизм, наркомания, самоубийства и преступность.
2.) Юридические права (отправление правосудия и судебная система), которые
гарантированы следующими документами, ратифицированными Россией.
2.1.) Всеобщая декларация прав человека
Статья 7
Все люди равны перед законом и
имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.
Статья 8
Каждый человек имеет право на
эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в
случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или
законом.
2.2.) Международный пакт о гражданских и политических правах
Статья
14
1. Все лица равны перед судами и
трибуналами.
Статья 26
Все люди равны перед законом и
имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона.
Основной причиной нарушений юридических прав в России является
коррупция.
В большинстве регионов действуют
организованные преступные сообщества, состоящие из чиновников, правоохранителей
и судей под руководством глав субъектов.
Ключевой проблемой в
противодействии коррупции является бездействие правоохранительных органов по
пресечению коррупционных преступлений.
Механизм рассмотрения обращений
граждан таков, что в большинстве случаев сообщения о коррупции на региональном
уровне возвращаются на тот же уровень, то есть фактически к тем же
коррупционерам.
Российская судебная система
позволяет утверждать неправосудные судебные решения по сфальсифицированным
делам. В России отсутствует эффективная система рассмотрения обращений граждан
и устранения нарушений, допущенных органами государственной власти,
правоохранительными и судебными органами.
Таким образом, происходит
исчерпание средств правовой защиты, когда уполномоченные федеральные государственные, правоохранительные и судебные органы отказываются от рассмотрения
по существу обращений граждан по фактам нарушений прав в виде предоставления
немотивированных и необоснованных отписок, а также перенаправления обращения
тем же правонарушителям на региональный уровень.
В итоге российские граждане часто
не могут реализовать свои законные права и добиться справедливости.
Таким образом, в России
утверждается коррупционный произвол и беззаконие.
На основании вышеизложенного необходимо включить в статью текст «за
исключением международных организаций, в которых состоит Российская Федерация» в целях исключения:
-прямого нарушения норм российского и международного права в части контроля
за выполнением взятых на себя Россией
международно-правовых обязательств;
-возможности произвольного, необоснованного и неправомерного
привлечения независимых правозащитников, осуществляющих правозащитную деятельность в рамках
международного права, к уголовной ответственности за сотрудничество с
международными организациями, в которых состоит Россия,
В случае принятия данной статьи в
прежней редакции к ответственности неправомерно могут быть привлечены
правозащитники, сотрудничающие с международными организациями, в которых
состоит Россия, что является неправильным и неприемлемым.
Эта статья может быть применена, например, в отношении
правозащитников, сотрудничающих с ООН и которые
могут:
1.) сообщить о нарушениях прав
человека в России;
2.) предложить применить меры
воздействия в отношении России с целью стимулирования к восстановлению нарушенных прав.
Таким образом, правозащитники России могут быть наказаны за то, что
выполняют свою общественную работу по защите прав граждан.
Считаю неприемлемым необоснованное
привлечение к уголовной ответственности участников международного
правозащитного процесса и попытки регулировать международно-правовую сферу
инструментами уголовного права.
Подавлением тех, кто говорит о проблемах, не удастся побороть сами
проблемы. «Затыканием ртов» не победить бедность и нищету, коррупцию и произвол в России.
Надо бороться с причинами, а не с последствиями
и другим второстепенными факторами. Надо смотреть в корень проблем.
Природа санкций носит международно-правовой характер, поэтому надо
действовать на основе применения дипломатических методов и соблюдения
международных норм, а не путем репрессий против гражданских активистов и народа
России.
С одной стороны, необходимо
проведение грамотной внешнеполитической политики и оптимальной дипломатической работы.
С другой стороны, необходима
максимально возможная эффективная реализация норм международного права, прежде
всего, прав на достойную жизнь и доступ к правосудию.
Органы власти России обязаны,
прежде всего, соблюдать взятые на себя международные обязательства в рамках
членства в различных международных организациях, а не заниматься репрессиями
субъектов международного правозащитного процесса – независимых правозащитников
России, призывающих к соблюдению прав человека в стране.
Нормальное демократическое
правовое государство, коим заявляет о себе Россия, не должно уходить от
ответственности за свои действия и бездействие, грубо игнорируя международное
право и отказываясь от выполнения взятых на себя международных обязательств.
Однако, к сожалению, органы власти России, зачастую, занимают неконструктивную позицию: отрицают факты
нарушений прав человека, препятствуют деятельности правозащитников, организуют
преследование правозащитников и провоцируют конфликты с международными
организациями при наличии возможностей устранения противоречий.
Подобная деструктивная линия
поведения органов власти России может привести к принятию в ее отношении мер
воздействия.
Необходимо отметить, что меры
принуждения, предусмотренные международным правом в рамках членства России в
международных организациях, не могут считаться «вмешательством во внутренние
дела» государства, так как не связаны с воздействием какой-либо страны или
группы стран, а касаются реализации общепризнанных международных норм. Это,
прежде всего, связано с выполнением страной обязательств, взятых на себя при
добровольном вхождении в ООН.
Чтобы заявлять о том, что
требования международного сообщества по соблюдению прав человека являются
«происками врагов», странам-нарушителям прав человека, таким как Россия, надо
выйти из состава ООН и объявить о противоречии норм международного права национальному
законодательству.
Основной целью международных организаций, в которых состоит Россия,
являются координация и сотрудничество между членами организации, среди которых
находится и Россия.
Поэтому международные организации,
в которых состоит Россия, по определению, не могут вести враждебную России
деятельность.
Это противоречит здравому смыслу и
стране не имеет смысла вступать в международную организацию, которая
осуществляет враждебную деятельность в отношении нее.
В тоже время каждый участник международной организации имеет
определенные права и обязанности, за нарушения которых могут последовать
соответствующие меры воздействия, что является справедливым и обоснованным.
Позиция нашей организации заключается в том, что:
- пока в ряде стран нарушаются
прав человека и государственная политика реализуется в интересах меньшинства
(чиновников и олигархов) в ущерб большинству
приоритеты государственной
политики стран должны подвергаться критическому анализу на предмет выявления
нарушений интересов большинства населения и корректировке с учетом
необходимости реализации общепризнанных международных прав человека и в случае необходимости должны применяться меры принуждения.
Также необходимо отметить, что
обвинения в адрес независимых правозащитников - это попытки «перекинуть
проблемы с больной головы на здоровую».
Подобный репрессивный поход к
гражданскому обществу – это тупиковый путь, ведущий в никуда.
Чиновникам России не надо нарушать права человека и никаких проблем с
правозащитниками не будет в принципе.
Лицам, инициирующим необоснованное
преследование правозащитников, необходимо помнить, что проблема:
-не в правозащитниках и
гражданских активистах, которые доносят правду о ситуации с правами человека в
России, а в бездействии органов власти России
и отсутствии политической воли для решения актуальных и острых проблем,
нарушающих нормальную жизнедеятельность в стране.
Больше половины населения живет в
нищете и крайней нужде. Большей части жителей страны доходов хватает только
еду. Они недовольны своим положением и поддержат любые протесты.
Правительство России само противопоставляет себя народу, реализуя
антинародные инициативы (повышение пенсионного возраста, неадекватный рост
коммунальных тарифов, цен на топливо и продукты, повышение налогов, введение налогов
на самозанятых и безработных, налог на дачные постройки и т.д.).
Губительным для страны является,
что для устранения протестных настроений в обществе вместо эффективного решения
социально-экономических проблем органы власти России занимаются введением
репрессивных мер уголовного и административного законодательства.
Никакие репрессивные меры не остановят протесты в России, когда большая
часть населения страны выразит свой протест.
Но когда органы власти России будут соблюдать права граждан, прежде
всего, на достойную жизнь и доступ к правосудию, то тогда правозащитники и
гражданские активисты сами встанут на защиту государства, соблюдающего их
права.
2.) Необходимость включения в статью 2842
требования наличия в
качестве доказательства документа
о введении
ограничительных мер, содержащего имя гражданина
Данная статья не поясняет основания
определения того, каким образом умышленные действия гражданина способствовали
введению мер ограничительного характера.
То есть непонятно, как будет
устанавливаться причинно-следственная связь между введенными санкциями и
пособничеством гражданина.
Согласно основных принципов
уголовного права для обвинения в совершении преступления нужны доказательства.
Необходимо установить требование наличия доказательств использования
представленных гражданином сведений и рекомендаций при принятии решения о введении ограничительных
мер.
То есть нужно документально
доказать причастность гражданина России к введению санкций, что введение
ограничительных мер основывалось в том числе на основании его сведений и
рекомендаций.
Таким образом, в качестве основного и обязательного доказательства
вины гражданина должно быть наличие документа иностранного государства, союза
иностранных государств и международной организации (или его сопроводительные
документы - пояснительная записка, обоснование, комментарий и т.д.), который
содержит:
-сведения о введении ограничительных мер;
-имя гражданина, его установочные данные и суть переданных сведений и
рекомендаций.
Только наличие данного документа отвечает требованиям к доказательствам:
относимость, допустимость, достоверность, которые вместе образуют
достаточность.
Относимость -
свойство доказательств, заключающееся в их способности устанавливать или
опровергать имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства,
среди которых определяющую роль играют обстоятельства, входящие в предмет
доказывания.
Допустимость
- свойство доказательств (фактических данных, любых сведений), заключающееся в
способности информации быть использованной в этом качестве в уголовном
судопроизводстве.
Достоверность - соответствие информации в доказательстве реальной действительности.
Достаточность — это свойство доказательств, которое выражается в способности
установить при помощи данных доказательств все без исключения обстоятельства,
подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК РФ), а также иные обстоятельства, имеющие
значение для уголовного дела.
В противном случае будут нарушены следующие нормы
уголовно-процессуального права.
Статья 73 УПК РФ «Обстоятельства, подлежащие доказыванию» устанавливает, то что при
производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:
1) событие преступления (время,
место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
2) виновность лица в совершении преступления,
форма его вины и мотивы.
Статья 75 УПК РФ «Недопустимые доказательства» определяет, что:
1.) Недопустимые доказательства не
имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также
использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей
73 настоящего Кодекса.
2.) К недопустимым доказательствам
относятся:
- показания потерпевшего,
свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания
свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности.
Таким образом, недопустимо строить обвинение на показаниях сотрудников
специальных служб России и их секретных агентов, которые в отсутствии
документальных доказательств, могут дать ложные, искаженные и неточные показания о том, что якобы гражданин совершал «умышленные действия,
способствующие введению мер ограничительного характера» в ходе:
-коммуникаций в международной организации;
-общения в парламенте иностранного
государства;
-работы в аппарате союза
иностранных государств;
дав показания, основанные на
догадке, предположении, слухе и которые невозможно проверить, а также на
основании которых невозможно четко и достоверно установить само событие
преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения
преступления), примерно такого содержания:
-«по словам секретного агента,
работающего под прикрытием, гражданин предоставил рекомендации»;
-«согласно оперативных источников
гражданин передал сведения помощнику сенатора где-то в районе пересечения 42
улицы и 3 авеню в течение первой половины мая»;
-«в ходе наружного наблюдения
оперативные сотрудники резидентуры визуально установили факт передачи сведений
заместителю спикера во время вечеринки в доме приемов».
3.) Необходимость
уточнения способов совершения
преступления,
предусмотренного статьей 2842
Формулировка «умышленных действий,
способствующих введению мер ограничительного характера, в том числе посредством
предоставления рекомендаций и передачи сведений» является размытой и
неопределенной в части установления конкретных обстоятельств и действий,
которые привели к совершению преступления.
Это может привести к тому, что практически любые формы и способы
передачи информации могут быть отнесены к виновным действиям.
При сохранении данной редакции
статьи в совершении преступления по данной статье может быть обвинен абсолютно любой человек, например:
- ученый,
опубликовавший статью об ответственности России за нарушения взятых на себя
международно-правовых обязательств и сделавший на основании анализа фактов многочисленных нарушений норм международного
права вывод о том, что в отношении России могут быть применены санкции;
- гражданский активист, выступивший на митинге в любом городе России и
призвавший к борьбе с коррупцией, а также заявивший о необходимости привлечения
виновных в коррупции лиц к ответственности в рамках международного права, то
есть введения в их отношении адресных санкций;
- участник публичного мероприятия (конференции, совещания, круглого стола и т.д.) о
проблемах соблюдения прав человека в
России, который сформулировал вывод, что ввиду длительного и грубого нарушения
Россией прав человека, гарантированных международным правом, к России
необходимо применить меры принуждения – санкции до устранения нарушений;
- блогер,
издавший в сети Интернет призыв о необходимости введения санкций в отношении
России за многочисленные нарушения прав человека, в доказательство которых он
привел гиперссылки на источники, содержащие факты нарушений прав человека:
неправосудные решения судов, доклады правозащитных организаций о нарушениях
прав и т.д.;
- гражданин России, чьи права нарушаются, например, неправосудно осужденный человек и
приведший в пример собственное дело - конкретные факты нарушения уголовного и
уголовно-процессуального законодательства на всех этапах от следствия до суда,
а также доказавший документально:
-участие в незаконных действиях
большинства участников процесса (от оперативных сотрудников, следователей до
прокуроров и судей),
-бездействие контрольных и
надзорных органов – непринятие мер по устранению нарушений законодательства;
-отсутствие должного рассмотрения
его жалоб Верховным судом РФ и Конституционным судом РФ;
и на основании чего сделавшего вывод о том, что
правоохранительные и судебные органы
России нарушают российские и международные нормы права на системной
основе, поэтому к России необходимо
применить санкции - меры принуждения к соблюдению прав человека.
В целом данная редакция статьи не выдерживает никакой критики.
Так как в результате к уголовной
ответственности могут быть привлечены абсолютно случайные люди, даже не имеющие
претензии к властям, а просто выразившие свой протест в устной форме на бытовые темы.
Например, можно привлечь сидящую
на скамейке бабушку, недовольную ростом
цен на лекарства, коммунальные услуги и высказавшей предложения ввести
международные санкции против алчных чиновников, повышающих себе зарплаты и
ухудшающих положения рядовых граждан.
Или едущего по ветхим дорогам
автомобилиста, знающего о больших расходах на ремонт дороги, и предположившего
то, что средства похищены чиновниками и вывезены зарубеж, поэтому зарубежные
активы чиновников должны быть арестованы и они сами подвергнуты санкциям.
Поэтому предлагается конкретизировать способы совершения преступления,
указав конкретно суть преступных действий, формы и способы предоставления
рекомендаций и передачи сведений.
Например, дополнив следующими
фразами «в ходе участия в международных мероприятиях», «предоставления
рекомендаций в письменном обращении гражданина»
и т.д.
4.) Необходимость исключения
из статьи 2842
текста «или могли
привести»
По юридической конструкции данная статья, содержащая фразу «или могли привести»,
предусматривает наказание за неоконченное преступление.
Это преступления, которые могли
бы, но не привели к причинению вреда.
Применение коррекционных
воздействий обоснуется наличием субъекта с деформированными моральными
установками, несмотря на фактическое отсутствие ущерба чьим-либо интересам.
Законодатели подчеркивают, что исправление искаженных ценностных установок необходимо
только из-за наличия замысла нанесения вреда и попытки его претворения в жизнь.
Считается, что противодействие
подобным преступлениям преследует цель предотвращения тяжких противоправных деяний.
Характерными чертами преступления
считается наличие компонентов, требуемых для причинения вреда чьим-либо
интересам.
Например, покупка и хранение
ацетона не преследуется по закону. Однако, если человек не является маляром, то
можно предположить приготовление к массовому изготовлению наркотиков.
Задержание гражданина с охотничьим
ружьем вне территории охоты должно инициировать вопрос о цели подобного
поведения, которой может являться покушение на убийство.
После раскрытия преступного замысла
устанавливается, является ли это подготовкой к чему-то более серьёзному. Например,
изготовление холодного оружия считается незаконным. Однако, возможно с его
помощью планировали убить человека.
Уголовная практика предлагает идентифицировать
признаки неоконченного преступления, которыми могут считаться:
-изъятие предметов, являющихся
оружием или способных его заменить;
-выявление хранения веществ, при
смешении которых могут быть получены взрывчатка, наркотики, отравляющие
вещества и т.п.;
-наличие материалов,
приспособлений и заготовок, используемых при изготовлении поддельных платежных
средств или документов;
-обнаружение сговора между
криминальными субъектами, либо их скопление в одном месте и систематическое
взаимодействие.
Таким образом, наказание за неоконченные преступления устанавливается
в основном за деяния общекриминального характера, чья общественная опасность не
вызывает сомнений.
Нецелесообразным является криминализация неоконченных действий,
которые преимущественно являются частью правозащитной деятельности, в таком
сложном для доказывания виде преступления, предусмотренного данной статьей.
Тем более, что участие в процессе
привлечения стран к международно-правовой ответственности ранее не являлось
противоправным деянием.
5.) Необходимость
наказания организаторов и исполнителей преступления, предусмотренного статьей 2842
(описанные события
являются условным сценарием)
Рассмотрим статью с позиции
установления всех участников преступления и
действующих норм уголовного права.
Статья 14. Понятие
преступления
1. Преступлением признается виновно совершенное
общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой
наказания.
Статья 33. Виды
соучастников преступления
1. Соучастниками преступления наряду с исполнителем
признаются организатор, подстрекатель и пособник.
2. Исполнителем признается лицо, непосредственно
совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении
совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее
преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной
ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств,
предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Организатором признается лицо, организовавшее
совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо,
создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную
организацию) либо руководившее ими.
4. Подстрекателем признается лицо, склонившее
другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим
способом.
5. Пособником признается лицо, содействовавшее
совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации,
средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а
также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия
совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным
путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Данная статья устанавливает преступность следующих действий
«Умышленные действия, способствующие введению мер ограничительного характера»,
то есть устанавливает наказание для пособника.
Также необходимо признать преступным само «введение мер
ограничительного характера» и привлечь к уголовной ответственности всех соучастников преступления, чьи функции
описаны в статье 33.
Для этого нужно ввести новую норму об уголовной ответственности других соучастников - организатора,
исполнителя и подстрекателя.
Проиллюстрируем гипотетическую
ситуацию на примере одного из известных документов, на основании которых были
введены санкции.
Закон Магнитского (англ. Russia an
Moldova Jackson-Vanik Repeal and Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability
Act of 2012) — инициированный Уильямом Браудером принятый в декабре 2012 года в
США закон, отменяющий поправку Джексона-Вэника и вводящий персональные санкции
в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа
верховенства права в России.
Назван по имени скончавшегося в
тюрьме Сергея Магнитского. Изначально был направлен в первую очередь против
лиц, подозреваемых в причастности к смерти Сергея Магнитского.
Текст закона Магнитского на
английском
Текст закона Магнитского на
русском
На основании представленных
документов установим все субъекты преступления в табличной форме.
Определение субъектов преступления, предусмотренного статьей 2842,
на примере введения санкций со стороны США
путем принятия Закона Магнитского
(описание является условным для
случая, если бы статья 2842
была введена до принятия данного закона)
Виновные действия
|
Субъекты преступления
(лица, подлежащие привлечению
к уголовной ответственности)
|
Умышленные
действия,
способствующие
введению мер
ограничительного
характера
|
Пособники
преступления -
граждане
России,
упомянутые
в документе
|
Введение
мер
ограничительного
характера путем:
1.)
одобрения закона Комитетом по иностранным делам Палаты представителей Конгресса
США
7 июня
2012 года
2.)
одобрения «закон Магнитского» в нижней
палате Конгресса США 16 ноября 2012 года
3.)
одобрение Сенатом США 6 декабря 2012 года
4.)
подписания Президентом США
14
декабря 2012
5.)
исполнения мер органами государственной власти США:
-
Государственный Департамент США,
-
Министерство финансов США.
|
Члены
Конгресса США
и
Сената США являются организаторами преступления
Президент
США является
организатором
преступления
Руководители
и сотрудники Государственного Департамента США, Министерства финансов США
являются исполнителями преступления
|
На данном примере можно определить круг соучастников преступления,
кроме пособников:
-организаторами преступления являются Президент США, Члены Конгресса США и Сената
США;
-исполнителями преступления являются руководители и сотрудники Государственного
Департамента США и Министерства финансов США.
Организаторы и исполнители преступления должны понести более суровое
наказание, чем пособники.
Таким образом, после возбуждение
уголовного дела в отношении Президента США, Членов Конгресса США и Сената США,
руководителей и сотрудников Государственного Департамента США и Министерства
финансов США должны быть проведены соответствующие следственные действия и
оперативно-розыскные мероприятия.
Необходимо определиться, каким
образом они будут доставлены в России для следствия и суда.
Возможно, доставление преступников для проведения следствия и суда
будет осуществлен путем проведения специальной операции вооруженных сил России
по захвату организаторов и исполнителей преступления:
-Президента США,
-Членов Конгресса США и Сената США,
-руководителей и сотрудников Государственного Департамента США и
Министерства финансов США.
Или будет проведена иная спецоперация
контрразведывательных подразделений.
Возможно, будет инициировано
внесение изменений в международное право по лишению неприкосновенности глав
иностранных государств и руководителей органов власти иностранных государств в
связи с возбуждением в их отношении уголовных дел в других странах. Тогда
Россия сможет теоретически оформить запрос через Интерпол для их ареста и
экстрадиции.
Также необходимо провести следственные действия и оперативно-розыскные
мероприятия (обыски, выемку документов и т.д.) на месте совершения преступления
(введение мер ограничительного характера) –
США, Округ Колумбия, город Вашингтон по адресам:
- Белый дом (англ. the White
House) — официальная резиденция президента США, Пенсильвания-авеню, 1600 (англ.
1600 Pennsylvania Avenue);
- Капитолий, здания Конгресса и
Сената США (Northwest Dr, Washington, DC 20016);
- Государственного Департамента
США (2201 C
St NW, Washington, DC 20520);
- Министерства финансов США (1500
Pennsylvania Avenue).
Новая норма об уголовной
ответственности других соучастников -
организатора, исполнителя и подстрекателя должна применяться к представителям иностранных
государств, союзов иностранных государств и международных организаций, которые
занимаются введением мер ограничительного характера.
Однако, очевидна нецелесообразность введения подобной нормы и абсурдность
подобного сценария развития событий, который должен быть реализован в случае
принятия подобного закона после введения данной статьи.
Это ярко раскрывает абсурдность и нелепость самой инициативы введения
данной статьи – попытку регулировать международно-правовую сферу инструментами
уголовного права.
Однако, такова воля законодателей
и в случае реализации планов необходимо будет внести норму об уголовной
ответственности организаторов и исполнителей.
Предложения
по изменению проекта
статьи 2842
На основании вышеизложенного в целях исключения возможности
произвольного, необоснованного и неправомерного привлечения независимых
правозащитников, осуществляющих
правозащитную деятельность в рамках международного права, к уголовной
ответственности за сотрудничество с международными организациями, в которых
состоит Россия, а также соблюдения норм уголовно-процессуального права и необходимости
привлечения к уголовной ответственности соучастников преступления
необходимо внести следующие изменения во вторую часть статьи:
1.) включить в статью текст «за
исключением международных организаций, в которых состоит Российская Федерация»
после слова «организацией» в целях исключения прямого нарушения норм
российского и международного права в части контроля за выполнением взятых на
себя Россией международно-правовых обязательств;
2.) включить в статью требование
наличия в качестве обязательного доказательства вины гражданина документа
иностранного государства, союза иностранных государств и международной
организации (или его сопроводительные документы - пояснительная записка,
обоснование, комментарий и т.д.), который содержит:
-сведения о введении
ограничительных мер;
-имя гражданина, его установочные
данные и суть переданных сведений и рекомендаций;
3.) конкретизировать способы
совершения преступления, предусмотренного статьей, указав конкретно суть преступных действий,
формы и способы предоставления рекомендаций и передачи сведений;
4.) исключить из статьи текст «или
могли привести» с учетом того, что эти
неоконченные действия преимущественно являются частью правозащитной
деятельности, а не криминальными действиями, а также этот сложный для
доказывания вид преступления ранее не являлся противоправным деянием;
5.) дополнить статью нормой об уголовной ответственности других
соучастников - организаторов, исполнителей и подстрекателей, которая должна применяться
к руководителям и представителям иностранных государств, союзов иностранных
государств и международных организаций, которые занимаются введением мер
ограничительного характера.
Заключительные выводы
Введение статьи 2842, даже в измененном виде в соответствии
с предложениями, будет носить деструктивный характер и нарушать ряд
основополагающих норм российского и международного права.
В связи с этим настоятельно рекомендую отказаться от принятия второй части данной статьи.
Считаю неприемлемым необоснованное
привлечение к уголовной ответственности участников международного
правозащитного процесса и попытки регулировать международно-правовую сферу
инструментами уголовного права.
Надо бороться с причинами, а не с последствиями
и другими второстепенными факторами.
Природа санкций носит международно-правовой характер, поэтому надо
действовать на основе применения дипломатических методов и соблюдения
международных норм, а не путем репрессий гражданских активистов и народа
России.
Большая часть жителей России живет в нищете и крайней нужде.
Им хватает только еду. Они недовольны своим положением и поддержат
протесты в защиту своих прав.
Потому, что люди не видят выхода
из царящей в России бедности и нищеты, коррупции и произвола.
Социальная
несправедливость и отсутствие жизненных перспектив привели к росту негативных социальных явлений (алкоголизм,
наркомания, самоубийства и преступность), что привело к вымиранию населения
страны.
По официальным
данным, население России составляет 147 миллионов. Однако, по независимым
оценкам численность населения страны составляет менее 80 миллионов человек, из
которых 20 миллионов это мигранты.
В условиях исчерпания средств
защиты своих прав в России, когда органы власти не слышат народ, а только
ужесточают репрессивные меры, граждане России могут массово поддержать
обращения к мировому сообществу, как последней возможности добиться соблюдения
своих прав на достойную жизнь.
Правительство России само
противопоставляет себя народу, реализуя антинародные инициативы (повышение
пенсионного возраста, неадекватный рост коммунальных тарифов, цен на топливо и
продукты, повышение налогов, введение налогов на самозанятых и безработных,
налог на дачные постройки и т.д.).
Губительным для страны является то,
что для устранения протестных настроений в обществе вместо эффективного решения
социально-экономических проблем органы власти России занимаются введением репрессивных
мер уголовного и административного законодательства.
Никакие репрессивные меры не остановят протесты в России, когда большая
часть населения страны выразит свой протест.
Очевидно, что принятие статьи 2842 может привести к
ситуации, близкой к репрессиям в отношении неугодных лиц в Советском Союзе, пик
которых пришелся на 1937 год.
Тогда происходил массовый арест людей по ложным доносам и люди
произвольно и бездоказательно обвинялись в «работе на американскую и японскую
разведку».
По данным МВД СССР за период с
1921 по 1954 год было репрессировано 3 777 380 человек, из них: к ВМН (высшая
мера наказания – расстрел) — 642 980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах
— 2 369 220 человек, в ссылку и высылку — 765 180 человек.
Это было преступлением советского режима перед народом и стало
общенациональной трагедией, так как коснулось почти каждую советскую
семью.
Часто приговор содержал
формулировку «25 лет без права переписки», что для родственников означало
«прощание с близким навсегда» с учетом нечеловеческих условий содержания.
Символом репрессий стали колымские лагеря ГУЛАГа. Колымские дороги
построены в прямом смысле на костях заключенных, умерших от голода, холода и
болезней.
Многие не дожили до амнистии 1953
года, когда произошло массовое освобождение политических заключенных.
Сейчас в связи с введением этой статьи и реализацией других мер
уголовного преследования неугодных Россия стоит на пороге аналогичной
человеческой катастрофы.
В России может повториться трагедия:
массовые репрессии неугодных лиц.
Если Вы поддерживаете предложения антикоррупционных экспертиз статей 282, 275 и 2842 УК РФ, проведенных Общественной организацией «Якутия - Наше Мнение»,
ОтветитьУдалитьто Вы можете обратиться с ними, по возможности и желанию, в адрес Президента РФ, Правительства РФ, Госдумы РФ, Генпрокуратуры, Минюста РФ и других заинтересованных органов власти.
Для удобства прилагаю выдержки из экспертиз.
Можете их скопировать в свои обращения в произвольной форме.
ТЕКСТ для добавления в обращение
Мы поддерживаем предложения антикоррупционных экспертиз статей 282, 275 и 2842 УК РФ, проведенных Общественной организацией «Якутия - Наше Мнение».
Предлагаем внести изменения в законодательство РФ
в соответствии с предложенными рекомендациями.
Предложения
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
статьи 282 УК РФ
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
1.) дополнить статью примечанием следующего содержания:
«Примечание.
Действия, содержащие признаки преступления, предусмотренные настоящей статьей, и совершенные лицом, осуществляющим деятельность правозащитной или антикоррупционной направленности, в ходе осуществления противодействия коррупционным правонарушениям, совершенных сотрудниками органов государственной власти, правоохранительных органов и судьями, путем информирования населения и иного распространения сведений об инициированных им делах на стадии осуществления проверочных мероприятий, предварительного расследования, судебного рассмотрения, не образуют состава преступления и не могут быть основанием для возбуждения уголовного дела в отношении него».
2.) выражение «какой-либо социальной группе» конкретизировать, то есть указать конкретные и однозначно понимаемые группы населения, объединенные по определенным признакам.
Предложения
ОтветитьУдалитьпо результатам независимой антикоррупционной экспертизы
статьи 275 УК РФ
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
1.) дополнить статью текстом «за исключением международных организаций, в которых состоит Российская Федерация»;
2.) слова «или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» и «или иной» удалить или конкретизировать
и изложить текст статьи в следующей редакции:
Статья 275. Государственная измена
Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе
или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (примечание: удалить или конкретизировать),
либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной
или иной (примечание: удалить или конкретизировать),
помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации, за исключением международных организаций, в которых состоит Российская Федерация, или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.
Предложения
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта статьи 2842 УК РФ
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается
внести следующие изменения во вторую часть статьи:
1.) включить в статью текст «за исключением международных организаций, в которых состоит Российская Федерация» после слова «организацией» в целях исключения прямого нарушения норм российского и международного права в части контроля за выполнением взятых на себя Россией международно-правовых обязательств;
2.) включить в статью требование наличия в качестве обязательного доказательства вины гражданина документа иностранного государства, союза иностранных государств и международной организации (или его сопроводительные документы - пояснительная записка, обоснование, комментарий и т.д.), который содержит:
-сведения о введении ограничительных мер;
-имя гражданина, его установочные данные и суть переданных сведений и рекомендаций;
3.) конкретизировать способы совершения преступления, предусмотренного статьей, указав конкретно суть преступных действий, формы и способы предоставления рекомендаций и передачи сведений;
4.) исключить из статьи текст «или могли привести» с учетом того, что эти неоконченные действия преимущественно являются частью правозащитной деятельности, а не криминальными действиями, а также этот сложный для доказывания вид преступления ранее не являлся противоправным деянием;
5.) дополнить статью нормой об уголовной ответственности других соучастников - организаторов, исполнителей и подстрекателей, которая должна применяться к руководителям и представителям иностранных государств, союзов иностранных государств и международных организаций, которые занимаются введением мер ограничительного характера.