воскресенье, 4 апреля 2021 г.

 

ОБРАЩЕНИЕ    

Руководителя АНО «Якутия - Наше Мнение» Степана Петрова

Председателю Правительства РФ Мишустину М.В.

 

Я, Степан Петров, Руководитель Автономной некоммерческой организации «Якутия - Наше Мнение» предлагаю рассмотреть вопрос транспортной доступности районов Крайнего Севера и Дальнего Востока в части строительства мостов, дорог и зимних переправ в Якутии.

Обеспечение транспортной доступности является ключевым фактором социально-экономического развития и реализации государственных задач, обозначенных в Стратегии пространственного развития России.

Основные направления деятельности российских органов власти всех уровней определены Указом Президента России  №204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в целях реализации которого разработана Стратегия пространственного развития России.

Цели Стратегии – обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития России, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, обеспечение национальной безопасности.

В рамках реализации Стратегии предусматриваются повышение доступности и качества магистральной транспортной инфраструктуры.

Правительство России расходует значительный объем средств государственного бюджета на создание дорог и мостов, привлекаются значительные средства в рамках государственно-частного партнерства. 

Однако, зачастую эти средства используются неэффективно ввиду отказа  от использования инновационных технологий в дорожном и мостовом строительстве, что вызвано несовершенством нормативно-правовой базы и процедуры проведения тендеров, коррупционными интересами региональных чиновников.

 

В результате нарушаются конституционные права граждан, связанные с обеспечением транспортной доступности.   

Согласно статьи 7 Конституции России политика государства «направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Это означает, что каждый гражданин имеет право на такие условия жизни и предоставление минимального набора услуг, которые гарантируются ему государством вне зависимости от места проживания.

Жителями России гарантирована свобода перемещения (статья 27) и право на доступ к медицинской помощи  (статья 41).

Из-за нерационального использования средств на дорожное и мостовое строительство жители труднодоступных территорий Якутии не могут получить жизненно важные услуги, в том числе медицинские.

 

Этого можно было избежать, если бы в Якутии в полной мере использовались инновационные технологии в  дорожном и мостовом строительстве.

Такие технологии предлагает Василий Никитович Мазур, генеральный директор ЗАО "ТрансСахаМост”, заслуженный строитель РС(Я), почетный транспортный строитель РФ.

Его технологии апробированы, в течение нескольких десятков лет частично были внедрены и  успешно показали себя на практике.

Василий Мазур является новатором мостового и дорожного строительства, создания зимних переправ и автором инновационных решений ряда актуальных  проблем республики. 

 

Я, Степан Петров, как житель Якутии, пользующийся мостами, дорогами и ледовыми переправами, подтверждаю  практическую ценность его технологий.

Хотел бы отметить актуальные для республики направления производственной деятельности  Мазура:

-научно обоснованный способ ускорения обустройства ледовых переправ путем наращивания льда снизу с целью ускорения начала и продления сроков эксплуатации ледовых переправ;

-использование модульных технологий дискретно-последовательного строительства дорог – поэтапное наращивание мощностей по принципу «дорога строит дорогу», «мост строит мост»;   

-строительство мостов с опиранием только на береговые опоры, не препятствующие  ледоходу, не провоцирующие заторы и затопления;

-строительство мостов с длинными пролетами и наименьшим количеством свай;

-предложения по термосваям и термоопорам, обеспечивающие создание долговечных оснований в условиях вечной мерзлоты.

 

Мазур имеет большое количество публикаций о том, как построить мосты и дороги быстрее, надежнее, дешевле и долговечнее, чем это сейчас происходит в республике.

Он имеет 24 изобретения, 207 рационализаторских предложений и 32 ноу-хау.  

Приведем конкретные примеры эффективности его деятельности.

Мост на улице Пояркова в городе Якутске имеет вместо «положенных» по старым проектам 112 свай всего 12, которые были установлены по новой технологии.

Построенный предприятием Мазура мост в 37 метров в Таттинском районе республики обошелся в 20 миллионов рублей, а похожий мост в 36 метров на автодороге «Вилюй» обойдется в 200 миллионов рублей.

На железнодорожной станции Нерюнгри-Пассажирская, где 10 путей построено 10 мостов по 12 столбов под мост, Мазур смог бы сделать по 2 столба на опору.

Мазур оценивает, что его проекты дешевле типовых - от 3 до 15 раз.

 

Многие российские ученые позитивно оценивают инновационные технологии Мазура по эффективному возведению мостов, дорог, автозимников и ледовых переправ.

Например, Президент Евроазиатского транспортного инновационного, к.э.н., профессор Гончаренко С.С. в своем обращении к Президенту страны отметил следующее.

Мостостроение и обустройство ледовых переправ – необходимые элементы обеспечения транспортной доступности, то есть имеют жизненно важное  значение.

Одним из требований к мостам является минимизация количества свай, являющихся препятствиями для водотока. Сваи сдерживают ледоход, способствуют образованию ледовых заторов, затоплению территорий.

Наиболее приемлемым способом является установка только береговых опор и  мостовых конструкций с более длинными пролетами. Мосты с большим количеством свай подвергаются разрушающему воздействию и требуют постоянного ремонта. Такие мосты не долговечны.

Он указал на необходимость пересмотра устаревших норм мостостроения,  применения современных технологий, разработку оптимальных конструкций.

Гончаренко отметил, что передовые методы Мазура обеспечивают заданную грузоподъемность, в несколько раз дешевле типовых мостов, на их строительство затрачивается в несколько раз меньше времени.

Универсальные мосты Мазура с опиранием только на береговые опоры не препятствуют ледоходу, не провоцируют заторы и затопления.

Гончаренко отметил, что за 25 лет в Якутии можно было бы построить дополнительно несколько сот мостов за те же самые объемы финансирования.

Таково компетентное мнение ученого, занимающегося проблемами транспортной инфраструктуры России.

 

Также он подверг критике существующий нормативный способ наращивания льда набрызгиванием, назвав его научно не обоснованным.     

Ограничение ледовых переправ определяются крепостью льда, связанного с толщиной и монолитностью структуры, выбором участка.

При набрызгивании нарушается теплообмен между воды подо льдом и атмосферой, что приводит к замедлению нарастания льда снизу.

Гончаренко отметил, что метод Мазура по наращиванию льда снизу позволяет обеспечить раннее открытие ледовых переправ и более позднее их закрытие.

 

Также он отметил предложения Мазура по термосваям, термоопорам и максимизации длины пролетов, что снижает число производственных операций и обеспечивает работу «без мокрых технологий», то есть без бетонных работ. В результате создаются долговечные основания, что актуально для железных дорог в условиях вечной мерзлоты.

Положительно отмечено предлагаемое Мазуром скоростное строительство  железных дорог методом «с колес» с минимальными затратами на устройство земляного полотна или без его устройства.

Гончаренко сделал вывод, что сравнение результатов Мазура с нормативными мостами и ледовыми переправами показали необходимость пересмотра устаревших нормативов, переход к более экономичным и экологичным технологиям.

После публикации 22 статей редакция издания «Строительная газета» направила письма в федеральные и региональные органы власти с просьбой рассмотреть предложения Мазура по совершенствованию строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

В 53 статьях Мазура представлено множество фактов ненадежности существующих мостов. В связи и с этим предложено проверить их техническое  состояние.

Также предложено вынести вопрос на уровень Совета безопасности. Критике подверглась существующая система конкурсного отбора подрядчиков работ (ФЗ-44).  

Гончаренко назвал блестящим опыт строительства мостов Мазура.  

«При тех же нагрузках опыт Мазура в 5-10 раз дешевле и в 5-10 быстрее в строительстве по сравнению с типовыми стандартными мостами».

 

Кандидат технических наук Александр Леонтенко отметил технологическую простоту  мостов Мазура вне зависимости от времени года.

Он подчеркнул, что особое значение имеет использование модульных технологий дискретно-последовательного строительства дорог – поэтапное наращивание мощностей по принципу «дорога строит дорогу», «мост строит мост».   

Таким образом, применение инновационных технологий Мазура имеет принципиальное значение для успешного социально-экономического развития и обеспечения транспортной доступности территорий Якутии.

 

Я, как житель республики хочу отметить такую острую проблему, как  отсутствие своевременной ледовой переправы через реку Лена возле Якутска, что приводит к транспортной изоляции и социальной напряженности. 

Мазур достиг впечатляющих результатов по ускорению начала и продления сроков эксплуатации ледовых переправ.

Например, 17 ноября 2006 года Мазуром была открыта переправа Зеленый луг (Якутск) – Нижний Бестях, которая функционировала до 7 мая 2007 года.

Его поддерживают многие специалисты данной сферы.

Например, заслуженный землеустроитель Худогизов К.А. указал, что Мазуром   разработан НИОКР, выбран оптимальный вариант места обустройства ледовой переправы.

Народный депутат Верховного Совета ЯАССР-РС(Я) Степанов В.И. пишет, что Мазур имеет научно обоснованный и безупречный с инженерной точки зрения способ ускоренного обустройства большегрузных ледовых переправ наращиванием льда снизу.  

И данный способ был экспериментально успешно проверен по створам Табага–Хаптагай в зиму 1998-1999 годов и Якутск-Нижний Бестях в 2006-2007 годы.

 

Однако, необоснованный отказ от применения технологий Мазура и коррупционные интересы якутских чиновников создают искусственную транспортную изоляцию населения в периоды отсутствия автозимника.

Приведем пример этого вредительства со стороны органов власти Якутии.

В 2015 году ледовая переправа Якутск-Нижний Бестях не работала до нового года.

С 5 января функционировала только переправа Хатассы-Павловск.

Подрядчик - ООО «Туймаада-Агроснаб» отклонился от заданного графика.

Контракт подписан в декабре 2012 сроком на 5 лет до 2018 года на сумму 102 миллиона рублей.  В 2013 году был выполнен проект. С того года жители Заречья стали отмечать ухудшение качества переправы.

2015 год побил все рекорды по срокам введения переправы. Дороги не было до февраля. ООО «Туймаада-Агроснаб» также нарушило срок введения в эксплуатацию более чем на месяц переправы федерального значение Даркылах – Нижний Бестях.

ОАО «Туймаада-Агроснаб»  возглавлял родной брат бывшего главы Якутии Борисова.

В материалах «Золотое молоко по-братски» (источник: http://www.yktimes.ru/politika/zolotoe-moloko-po-bratski) и «По-братски можно все (продолжение)» (источник: http://www.yktimes.ru/politika/po-bratski-mozhno-vse-prodolzhenie) приводятся сведения о нарушениях руководителя ОАО «Туймаада-Агроснаб», в том числе имеющих признаки уголовных преступлений.

Эти  данные не были проверены должным образом правоохранительными органами. С другой стороны, они не были обжалованы руководством предприятия.

В частности, в материалах приведены сведения о подделке документов при получении госконтрактов. Судом было установлено, что при заключении договора с ФКУ «Управление федеральной дорогой «Колыма» ОАО «Туймаада-Агроснаб» предоставило поддельную банковскую гарантию. Подрядчик предоставил заказчику банковскую гарантию №2012/БГ-646 от 26.11.2012, выданную ООО «ЭСИДБАНК». 24.01.2014 заказчик для проверки подлинности данной банковской гарантии направил запрос №10/156 ООО «ЭСИДБАНК». В ответе № 1-15/97 от 29.01.2014 банк указал, что данную банковскую гарантию не выдавал.

Вот такой «семейный подряд» устроил бывший глава Якутии Борисов. Очевидно, когда покровительство осуществляется на уровне высших должностных лиц, то руководитель ООО «Туймаада-Агроснаб» может пренебречь выполнением обязательств по госконтрактам и своевременному введению  ледовой переправы.

 

В этом 2021 году ФКУ Упрдор «Вилюй» объявило с 26 марта о снижении грузоподъемности до 30 тонн на автозимнике Якутск–Нижний Бестях, а с 15  апреля будет закрытие всех ледовых переправ Якутии. 

Налицо существенное ухудшение транспортной доступности через реку Лена.

По сравнению с результатами Мазура по ускорению начала и продления сроков эксплуатации ледовых переправ нынешнюю деятельность органов власти Якутии по обустройству автозимников можно охарактеризовать как вредительскую.

В тоже время якутские власти не могут опровергнуть научную технологию Мазура термомеханического метода ускоренного получение прочного льда снизу в начале зимы.

Он отмечает, что возможно обеспечить круглогодичное сообщение на всех типах рек Якутии без наличия капитальных мостов.

Мазур приводит сведения, что с 1993 года на льду погибло более 400  человек,  многие не имеют возможность доехать до лечебных учреждений.

Злонамеренные действия и бездействие властей Якутии, которые привели к гибели сотен людей, можно охарактеризовать как умышленное создание условий для геноцида.

 

Анализируя публикации мостостроителя Василия Мазура,  можно сделать следующие выводы:

-затрагиваемые проблемы носят системный характер и отражают кризисное состояние сферы государственного управления Якутии;

-руководители органов власти Якутии и дорожной отрасли некомпетентны и коррумпированы;

-затягивание создания зимних переправ и отказ от передовых технологий приводят к ежегодной гибели людей;

-отсутствие мостов снижает транспортную доступность, которая приводит к повышенной заболеваемости  и  смертности местного населения;

-приоритетом государственного управления и расходования бюджетных средств в Якутии является не принцип эффективности и результативности, а коррупционные интересы чиновников;

-игнорирование передовых новаторских предложений Мазура является не только нарушением его права на участие в управлении делами государства, но и нарушает права широкого круга населения Якутии, таких как, право на свободное перемещение, на безопасность передвижения по дорогам и мостам;

-якутские чиновники реализуют затратные, неэффективные и опасные проекты в целях коррупционного обогащения, игнорируя более эффективные и безопасные проекты, что создает угрозу государственной безопасности.

 

Таким образом, можно отметить патриотическую позицию Василия Мазура и негативную негосударственную позицию органов власти Якутии.

В данном случае региональные власти Якутии действуют не в интересах российского государства и населения, а в целях коррупционного обогащения  узкого круга высших должностных лиц республики через аффилированные с ними подрядные предприятия.

 

На основании вышеизложенного

с учетом многолетнего производственного опыта Василия Никитовича Мазура в ГлавБАМстрое, АЯМ, «Якутавтодоре» и других предприятиях,  

в целях:

-обеспечения транспортной доступности и оптимального социально-экономического развития Республики Саха (Якутии),

-реализации государственных задач, обозначенных в Стратегии пространственного развития России,

-сокращения межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей,

-повышения качества магистральной транспортной инфраструктуры,  

-обеспечения национальной безопасности,

-реализации конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие  в части равного доступа к минимальному набору услуг вне зависимости от места проживания, а также прав на свободу перемещения и равного доступа к медицинской помощи,

Я, Степан Петров предлагаю Правительству России применить инновационные технологии Василия Мазура в дорожном и мостовом строительстве Республики Саха (Якутия), а также в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока в целом.

 

В частности, актуальным для Республики Саха (Якутия) является внедрение следующих направлений:

-научно обоснованный способ ускорения обустройства ледовых переправ путем наращивания льда снизу с целью ускорения начала и продления сроков эксплуатации ледовых переправ;

-использование модульных технологий дискретно-последовательного строительства дорог – поэтапное наращивание мощностей по принципу «дорога строит дорогу», «мост строит мост»;   

-строительство мостов с опиранием только на береговые опоры, не препятствующие  ледоходу, не провоцирующие заторы и затопления;

-строительство мостов с длинными пролетами и наименьшим количеством свай;

-предложения по термосваям и термоопорам, обеспечивающие создание долговечных оснований в условиях вечной мерзлоты.

Предложения Мазура по основаниям в условиях вечной мерзлоты имеют повышенное значение в условиях усиления тенденций таяния вечной мерзлоты и необходимостью в связи с этим пересмотра государственных строительных стандартов. 

 

Предлагаю учесть предложения Василия Мазура по корректировке основных направлений развития транспортной  отрасли России в целом,  а также его предложения в части:

-совершенствования строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры;

-проведения проверки технического  состояния мостов в Республике Саха (Якутия);

-изменения существующей системы конкурсного отбора подрядчиков работ (ФЗ-44);

-изменения государственных стандартов и регламентов в сфере дорожного и мостового строительства, в частности, отраслевых дорожных норм (ОДН-98).

 

Также мною, как антикоррупционным экспертом, сделан вывод о том, что сложившаяся ситуация является результатом коррупционной деятельности высших должностных лиц Якутии и руководителей дорожной отрасли.

В связи с этим предлагаю проверить деятельность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и подрядных организаций по строительству мостов, дорог, автозимников и ледовых переправ за последние 20 лет на предмет наличия коррупционных злоупотреблений и в случае выявления нарушений привлечь виновных к ответственности.    

 

 

Степан Петров,

Руководитель Автономной некоммерческой организации

«Якутия - Наше Мнение»

 

тел. 8-914-224-24-11     

Комментариев нет:

Отправить комментарий