вторник, 19 ноября 2019 г.


Обращение
к Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.
в связи с необоснованной принудительной ликвидацией
ведущих правозащитных общественных организаций России:
Общероссийское общественное движение "За права человека",
Центр содействия коренным малочисленным народам Севера  

Я, Степан Юрьевич Петров, руководитель Общественной организации «Якутия–Наше Мнение» со Специальным консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН, 
субъекта Государственной антикоррупционной политики, осуществляющего реализацию Национального плана противодействия коррупции и аккредитованного Министерством юстиции РФ в качестве антикоррупционного эксперта,
прошу Вас обратить внимание на неблагоприятную ситуацию, связанную необоснованной принудительной ликвидацией ведущих правозащитных общественных организаций России:
-Общероссийское общественное движение "За права человека",
-Межрегиональная общественная организация «Центр содействия коренным малочисленным народам Севера» (далее ЦСКМНС).

Ликвидация движения «За права человека» и ЦСКМНС касается не только их руководителей и коллективов, круга партнерских организаций и сотрудничающих с ними лиц.
С учетом широкого круга и повышенной значимости решаемых ими вопросов и проблем, глобального охвата их деятельности, длительности и эффективности их работы
ликвидация «За права человека» и ЦСКМНС влияет на будущее России и может привести к непредсказуемым негативным последствиям.

Для обоснования значимости их деятельности для страны приведем характеристику нынешнего положения и их роль в поддержании стабильности в стране.
В настоящее время в России сложилась критическая ситуация с правами человека.
Идет криминализация мирных протестов граждан против нарушений прав и их неоправданно жестокое незаконное подавление.
Власти на местах, в том числе в Москве, подавляют протесты силой и не хотят идти на конструктивный диалог:
-как с гражданами, выражающими протест грубым нарушениям их социально-экономических и гражданских прав;
-так и с представителями оппозиции.
Но власть обязана разговаривать с общественностью и политической оппозицией. Однако, зачастую, этого не происходит.
Подобные действия руководителей маргинализируют общество и формируют ядро будущих протестов. Ситуация усугубляется кризисными явлениями, ростом бедности и безработицы.
В таких условиях в геометрической прогрессии нарастают негативные тенденции, которые будет не остановить.
В будущем это может привести к невозможности разрешения ситуации мирным путем правовыми средствами ввиду усиления конфликтной ситуации и возникновения неразрешимых противоречий.
Ситуация может просто выйти из-под контроля и стать неуправляемой, что может привести к массовым неуправляемым актам насилия.
Поэтому ситуация требует тщательного анализа и принятия адекватных мер.

Анализируя ситуацию, можно сделать вывод, что негативные тенденции в обществе и государстве связаны с тем, что:
-власти не реагируют должным образом на обращения граждан для устранения нарушений их прав;
-отсутствует  конструктивный политический диалог;
-граждане не могут добиться справедливости в судах, государственных и правоохранительных органах.
Это происходит в результате:
-формального неэффективного подхода государственных органов к решению насущных проблем населения;
-неэффективности существующих форм «обратной связи» органов власти с населением;
-коррупции, произвола и беззакония.   

В этих условиях государственная и правоохранительная система лишь работает на подавление мирных протестов силой.
А все, кто не согласен с позицией государственных органов и выражает свой протест мирно, объявляются экстремистами.  
Это тупиковый путь, таящий в себе массу опасностей и ведущий в никуда.
Считаю, что органы госбезопасности и правопорядка должны направить усилия на борьбу с реальными угрозами экстремизма и терроризма, а не политической оппозицией или просто недовольными властью. 
А органы государственной власти должны наладить конструктивное взаимодействие всех заинтересованных сторон и своевременное разрешение возникающих конфликтов.  

Органам государственной власти России, прежде всего,  необходимо
-обеспечить реализацию гражданских, экономических, социальных и иных прав граждан;
-вести конструктивный политический диалог;
-обеспечить соблюдение законности и справедливости в судах, государственных и правоохранительных органах.
-обеспечить эффективное и равноправное взаимодействия представителей органов государственной власти, общественности и политических организаций для решения существующих проблем и вопросов, в том числе в части объективного и полного рассмотрение нарушений во время выборов.

В результате негативных процессов правоохранительная система имеет ярко выраженный карательный репрессивный характер и в ряде случаев грубо  нарушает права человека. 
Одним из немногих, кто способен эффективно противостоять произволу и беззаконию в правовых рамках, являются независимые правозащитники, одними из которых являются: 
- Лев Александрович Пономарев, руководитель «За права человека»
- Родион Васильевич Суляндзига, руководитель  ЦСКМНС.
Они являются видными общественно-политическими деятелями, внесшими значительный вклад  в становление государственности России.

Опишем следующие моменты:
-сферу и значимость  деятельности каждой организации;
-причины их ликвидации;
-прилагаемые усилия по устранению нарушений;
-оценку происходящего руководством организаций.  

«За права человека» - это одна из немногих НКО, оказывающих действенную помощь гражданам с активной гражданской позицией, волею судьбы ставших объектом преследования со стороны государства.
Руководитель организации Лев Пономарёв является видным научным, политическим и общественным деятелем и внес значительный вклад в дело формирования  государственности России, ее демократических институтов.
Он был депутатом Государственной думы ФС РФ, одним из инициаторов создания общества «Мемориал», различных общественно-политических движений.
Движение «За права человека», созданное в 1997 года, является одной из самых опытных и массовой правозащитной организацией в стране. Больше тысячи активистов и сторонников Движения по всей стране на протяжении многих лет защищают Конституцию Российской Федерации и российских граждан, решительно и принципиально борются за верховенство права и защищают жертв произвола.
Однако, 1 ноября Верховный суд РФ ликвидировал движение «За права человека».
Минюст потребовал ликвидировать движение «За права человека» за нарушения, обнаруженные им в рамках внеплановой проверки» и которые НКО не устранило в установленный срок. Также было указано об административных штрафах, наложенных  по закону об «иностранных агентах».
По мнению эксперта Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Сергея Кривенко нарушения несущественны и не могут служить поводом для закрытия НКО.
Причиной ликвидации стали следующие нарушения, приведенные в его аналитическом обзоре
1. Разночтения в адресе местонахождения Движения.
2. В ЕГРЮЛ неправильно указаны коды ОКВЭД Движения.
3. Нарушения в протоколе Съезда.
4. Неправильное оформление региональных протоколов об избрании делегатов на съезд.
5. Движением не представлены полные и достоверные сведения о его региональных отделениях.
6. В Минюст не представлены сведения о местных отделениях Движения.
7. В Минюст не представлен протокол (решение) о созыве VIII внеочередного Съезда, определение квоты представительства делегатов на данный Съезд.
8. В протоколах заседания Совета Движения не отражены обсуждаемые Советом вопросы.
9. Ревизор вместо Контрольно-ревизионной комиссии.
10. Региональные отделения Движения не представили сведения в Минюст об изменении наименования Движения.
11. Минюст не устраивает представленный Движением реестр участников.
12. Предоставление документов при проведении проверки.
13. Несоответствие норм устава Движения действующему законодательству.
Организация неоднократно предпринимала усилия по устранению нарушений: вносила необходимые изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, приводила устав организации в соответствие действующему законодательству и так далее, но все они были отклонены государственным регистратором.
На заседании суда адвокаты ходатайствовали о переносе рассмотрения дела и проведении суда после очередного съезда НКО, на котором организация смогла бы устранить часть нарушений. Однако, в это было отказано.
Руководство Движения заявило, что это политический заказ с целью ликвидировать независимую правозащитную организацию, которая добилась результатов по ряду громких дел.

ЦСКМНС  - это фактически единственная в России НКО, которая эффективно защищает права коренных народов на всех уровнях: региональном, федеральном и международном.
Другие НКО, конечно, также много делают для коренных народов, но они или не обладают таким правозащитным опытом и потенциалом, или зависимы от органов власти. 
ЦСКМНС является ведущей экспертной организацией КМНС, которая оказывает информационную, образовательную, правовую помощь представителям коренных народов на всех уровнях.
ЦСКМНС является единственной организацией коренных народов России, имеющей специальный статус и аккредитацию при агентствах и структурах ООН, как ЮНЕСКО, ЮНЕП, ФАО, КБР, Экономический и Социальный Совет и другие.
Центр является членом образовательной сети Университета Арктики, активно принимает участие в различных региональных, национальных и международных встречах и программах.
Однако, 6 ноября 2019 года Московский городской суд принял решение о ликвидации Межрегиональной общественной организации «Центр содействия коренным малочисленным народам Севера».
Причиной ликвидации стали формальные нарушения, связанные с юридическим адресом организации, несоответствием Устава новому законодательству, проведением образовательных курсов.
Организация неоднократно предпринимала усилия по устранению нарушений: Центр предоставил документы для устранения этих недостатков, но Мосгорсуд отказался давать время на внесение изменений.
Руководство ЦСКМНС заявило, что истинной причиной ликвидации стало ограничение правозащитной деятельности по отстаиванию прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В обоих случаях следует подчеркнуть следующие моменты, которые косвенно указывают на формирование негативной целенаправленной политики по подавлению гражданского общества:
1.) причинами их ликвидации стали формальные несущественные нарушения;
2.) организации приложили все усилия для устранения нарушений:  представили все необходимые документы и обосновали все свои доводы, что свидетельствует об отсутствии умысла на нарушение требований закона;
3.) суд и чиновники отказались  дать время на устранение нарушений, проявив формалистский и злонамеренный подход;
4.) руководство организаций оценивает ликвидацию как необоснованную, незаконную и проведенную с целью подавления независимых правозащитных организаций;
5.) министерство юстиции РФ умышленно и необоснованно отказалось от приемлемых мер воздействия, например,  приостановления деятельности до устранения недостатков.

Выделим отдельные направления их работы, прекращение выполнения которых может повлечь:
-негативные последствия  для конкретных групп людей;
-дестабилизировать ситуацию в стране.

Неоценимой является помощь «За права человека» гражданским активистам, особенно молодежи.  
Молодежь, которая является основным участником протестов, зачастую, необоснованно приговаривается к реальному заключению. Это тупиковый путь, который в будущем только усилит протестные настроения общества.
Вместо созидательной жизни молодежь оказывается в местах лишения свободы. Вместо того, чтобы учиться и работать, создавать семьи, они впитывают криминальную субкультуру и лишь сильнее озлобляются на власть.
Освободившись, они формируют основу протестующих, готовых пойти на любые деструктивные действия и акты насилия.
Государство само противопоставляет себя народу, помещая массу молодежи и людей трудоспособного возраста в места заключения, вместо того, чтобы ограничиться мерами, не связанными с лишением свободы, и в целом снизить карательный репрессивный характер правоохранительной системы.   
Работа  «За права человека» позволяет рассмотреть дела молодых людей на объективной основе и минимизировать наказания, избежать реального заключения, оправдать их или прекратить преследование.
Тем самым, это позволяет молодежи продолжить нормальную жизнь в социуме.
Ликвидация организации приведет к росту протестного потенциала в будущем ввиду увеличения числа неоправданно жестких приговоров и помещения молодых людей в места лишения свободы,
что может привести к крайне негативным непредсказуемым последствиям, в том числе к массовым неуправляемым актам насилия.

Важной является правовое содействие ЦСКМНС представителям коренных народов России.
Коренные народы России проживают на территориях традиционного проживания, где они занимаются традиционными видами промыслов (оленеводством, скотоводством, охотой, рыболовством, собирательством и т.д.) и ведут  традиционный образ жизни.
На этих территориях, зачастую, ведется хищническое изъятие природных ресурсов без учета интересов коренных народов, с нарушением норм экологической и промышленной безопасности, что приводит к ухудшению экологии и нарушению прав.
Неустойчивый юридический статус коренных народов обуславливает односторонний произвольный пересмотр прав коренных народов в интересах ресурсодобывающих предприятий.
В результате происходит необоснованное ограничение прав коренных народов, что приводит к существенному ухудшению их положения и вымиранию.  
Загрязнение экологии уничтожает основу жизни коренных жителей: подрывает основы их хозяйственной, культурной и духовной жизни, нарушает среду обитания и основы традиционного питания.
Работа ЦСКМНС позволяет эффективно защищать права коренных народов на землю, благоприятную экологию и доступ к биоресурсам.
Это обеспечивает эффективнее противодействие конкретным угрозам: незаконным ограничениям права охотиться и рыбачить, загрязнению окружающей среды, вытеснению с места проживания, вырубке лесов, строительству гидроэлектростанций.
Ликвидация организации приведет к росту нарушений прав коренных народов, что в условиях исчерпания средств правовой защиты может спровоцировать  вооруженное противостояние.
Рядовые представители коренных народов, как правило, юридически неграмотны и находятся вдали от адвокатских контор, то есть помочь им некому.
И им некуда идти со своей родной земли. Большинство из них ведут традиционный образ жизни: охотятся, рыбачат, ведут кочевой образ жизни. Они до конца будут защищать свою землю.
Также большинство из них имеет  огнестрельное оружие и в случае длительного произвола и беззакония они могут пойти на крайние меры, применив оружие против нарушителей прав.    

Таким образом, можно сделать вывод, что прекращение работы этих НКО приведет к массе нарушений прав ряда конкретных групп населения, что может дестабилизировать положение по всей стране.
Поэтому призываю к взвешенному рассмотрению данной ситуации и остановить необоснованную принудительную ликвидацию. 
Эти два гражданских лидера, обладающие достаточными правовыми знаниями и опытом, способны направить в конструктивное  правовое русло протестные настроения и действия  людей, доведенных до отчаяния и готовых на деструктивные действия.

Я убежден, что государство должно:
-поддерживать таких общественных деятелей, как Лев Пономарев и Родион Суляндзига, способных оказать содействие в обеспечении стабильности и мира,
-а не препятствовать их деятельности и преследовать их организации.
В том числе недопустимо:
-помещать Пономарева, находящегося в преклонном возрасте, в камеру под административный арест, как это произошло в 2018 году, и «таскать его как бревно» в полицейский автозак, как это произошло в 2015 году;
-а у Суляндзига проводить дома обыски по надуманным предлогам, как это произошло в 2016 году, и вырезать листы из его загранпаспорта с целью воспрепятствования участия в международных мероприятиях, как это произошло в 2014 году в аэропорту Шереметьево.

Их особая миссия – предотвращение возможных неуправляемых массовых актов насилия путем правового разрешения конфликтных ситуаций на начальной стадии на основе использования своего опыта и авторитета.
Их главная цель - деэскалация нарастающих конфликтов, перевод протестов в правовое русло и недопущение массовых беспорядков.
В случае возникновения массовых беспорядков сил правоохранительных органов России может просто не хватить для урегулирования ситуации.
Поэтому становится важной роль общественных деятелей, таких как Пономарев и Суляндзига, способных обеспечить взаимодействие протестующих и органов власти в правовых рамках, не допустив нагнетания ситуации и выхода ее из под контроля.
Их роль в обеспечении общественно-политической стабильности России  является просто неоценимой.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич ! 

Во имя сохранения общественно-политической стабильности и гражданского мира в России в настоящем и будущем,
отмечая значительный вклад Льва Александровича Пономарева и Родиона Васильевича Суляндзига в общественно-политическое развитие России,
Я, Степан Петров убедительно прошу Вас дать поручение Министерству  юстиции РФ:
-рассмотреть дела о ликвидации Движения "За права человека" и Центра  содействия коренным малочисленным народам Севера с учетом вышеизложенного;  
-прекратить процедуру их ликвидации.

Также несостоятельность претензий к этим организациям доказана мною в результате проведенной независимой антикоррупционной экспертизы.
В частности, мною проанализирована ситуация и сделан объективный обоснованный вывод о том, что
правоприменительная практика Минюста России по ликвидации НКО противоречит Конституции, инструктивным указаниям высших судебных органов России и нормам международного права. 
Основными причинами необоснованной принудительной ликвидации  НКО является отсутствие в законодательстве:
1.) разъяснений понятий «неоднократные и грубые нарушения»;
2.) обоснованных сроков представления документов для проверки и устранения нарушений.

Это не только попирает права общественных организаций, но и нарушает инструктивные указания высших судебных органов России:
- Президиума ВАС РФ о недопустимости ликвидации юридического лица в случае, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены;
- Конституционного Суда РФ о недопустимости ликвидации юридического лица лишь по формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных правовых актов.
В результате это приводит к произвольным необоснованным принудительным ликвидациям НКО в нарушение статей 30, 55 и 46 Конституции РФ.

Это делает политику в отношении НКО репрессивной и карательной.
Требования Минюста по срокам представления документов для проверки и устранения нарушений не соответствуют реалиям. В результате масса НКО подвергается штрафам и взысканиям.
Большинство НКО России содержится за счет собственных средств участников и имеют небольшие скромные бюджеты.
И просто физически не в состоянии представить такой объем отчетности за короткий срок, так как у них элементарно нет денег на распечатку такого объема документов, найма приходящего бухгалтера в случае отсутствия постоянного. Также для подписания ряда документов организации нужно время для сбора участников органов управления и общего собрания. 
В результате НКО подвергается штрафам. Штрафы даже в несколько тысяч рублей наносят существенный урон организации и могут привести к значительным проблемам или к прекращению работы общественников, особенно в сельской местности и депрессивных регионах.
В результате такой негативной политики страдает все гражданское общество России. Государство само губит гражданскую инициативу на местах. 
В целом, это приводит к значительному ухудшению социально-экономического положение, росту безработицы и бедности. Люди лишаются и так небольшой социальной поддержки со стороны общественных организаций.

Антикоррупционная экспертиза содержит конкретные предложения по исправлению ситуации, которые заключаются в необходимости:
1. учета уточнений понятий «неоднократные и грубые нарушения», содержащихся в  Информационном письме Президиума ВАС РФ 13 августа 2004 года №84 и  Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года №14-П;
2. установления порядка продления сроков устранения нарушений в перечне прав некоммерческой организации и обязанностей представителей органов Минюста, установления определенного срока предоставления некоммерческой организацией документов при проверке. 

На основании вышеизложенного прошу Вас дать поручение внести изменения согласно  представленному Заключению по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

С антикоррупционной экспертизой можно ознакомиться по адресу


19 ноября 2019 года

Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение» 

электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11

Комментариев нет:

Отправить комментарий