воскресенье, 24 июня 2018 г.

Вода, мерзлота, химзавод:
актуальные проблемы города Якутска подняты в ООН

16-19 июля 2018 года, 
Центральная Штаб-квартира ООН, 
г.Нью-Йорк, США

Организация Объединенных Наций опубликовала письменное обращение и одобрила устное выступление руководителя общественной организации «Якутия – Наше Мнение» Степана Петрова на Этапе заседаний высокого уровня Экономического и Социального Совета в Центральной Штаб-квартире ООН, который пройдет 16-19 июля 2018 года в г.Нью-Йорк, США.  

На официальном сайте ООН опубликовано Постановление Экономического и Социального Совета ООН об утверждении списка устных докладчиков по пункту 5 повестки дня на 6 официальных языках ООН.  
Со всего мира одобрено выступление всего 8 неправительственных организаций, среди которых представлена Общественная организация «Якутия – Наше Мнение».
Докладчиком выступит руководитель организации Степан Петров.    
Ознакомиться с постановлением можно по следующим ссылкам.

русский
английский
испанский
французский
китайский
арабский

Обращение издано на трех официальных языках ООН (английский, французский, испанский) для ознакомления участников сессии и учета при принятии  итоговых решений ООН. На русском языке  обращение приведено в конце данного материала. 
Ранее обращения публиковались на всех шести официальных языках ООН, то есть, кроме представленных языков, дополнительно на русском, китайском и арабском языках.
Однако, после оптимизации перевод осуществляется только на три рабочих языка.
Ознакомиться с обращением можно по следующим ссылкам. 

английский
французский
испанский

При некоторых настройках операционной системы эти ссылки могут быть недоступными. Поэтому дополнительно с документами можно ознакомиться в файловом архиве организации по следующим ссылкам.

- Постановление -
русский
английский

- Обращение -
английский

Экономический и Социальный Совет ООН - один из главных органов ООН, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.
Это главный форум для обсуждения международных экономических и социальных проблем, выработки рекомендаций в отношении политики в этих областях. Он также консультируется с неправительственными организациями (НПО), поддерживая тем самым жизненно важную связь между ООН и гражданским обществом.
Встреча сегмента высокого уровня (СВУ) является самым крупным мероприятием Экономического и Социального Совета ООН, проводимого с участием более чем 3200 зарегистрированных НПО, имеющих консультативный статус.
Сессия проводится поочередно в Нью-Йорке и Женеве и состоит из 5 этапов (этап заседаний высокого уровня, этап координации, этап, посвященный оперативной деятельности, этап по гуманитарным вопросам и общий этап), которые охватывают как глобальные проблемы, так и вопросы технического и административного характера.
Этап заседаний высокого уровня, в рамках которого рассматриваются самые актуальные вопросы в области развития, представляет особый интерес для политических деятелей и высших должностных лиц. Следует отметить успех таких тематических мероприятий этапа, как ежегодный обзор на уровне министров (ЕОМ) и проводимого раз в два года форума по сотрудничеству в целях развития (ФСР), которые посвящаются конкретным вопросам.

Тема основной сессии Экономического и Социального Совета ООН в 2018 году: «От глобального к локальному: поддержка устойчивых обществ в городских и сельских  поселениях».
В контексте данной темы рассматриваются следующие Цели устойчивого развития:
6.Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех.
7.Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.
11.Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов.
12.Обеспечение рациональных моделей потребления и производства.
15.Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия.
17.Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

С учетом темы сессии и рассматриваемых Целей устойчивого развития было подготовлено обращение, в котором актуализированы проблемы столицы Якутии.
В обращении отражены 3 актуальные проблемы Якутска.  
1.)Отсутствие чистой питьевой воды из-за отказа властей строить водоочистительную станцию.   
2.)Возможность катастрофического обрушения зданий зданий ввиду таяния вечной мерзлоты и отказа властей от проведения укрепительных работ.  
3.)Возможность строительства на реке Лена возле города Якутска экологически опасных производств без учета позиции населения. 
По первому вопросу (отсутствие чистой питьевой воды) возникла парадоксальная ситуация: население Якутска проживает на одной из крупнейших в мире реке Лена, но не может пить чистую воду из под крана.
Люди вынуждены пить загрязненную воду или заказывать воду у предпринимателей по коммерческим ценам. Это вызывает рост заболеваний  почек, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.
В тоже время в ряде стран Западной Европы, где нет крупных водных источников, как река Лена, воду можно пить из под крана без кипячения. 
Второй вопрос (катастрофическое обрушение зданий) связан с глобальным потеплением и особенностями строительства в Якутии. Основания большинства зданий представляют собой сваи, установленные в вечную мерзлоту. Таяние грунтов вызывает потерю прочности зданий (несущей способности свай). Это требует проведения укрепительных работ и водоотведения.
Таяние вечномерзлых грунтов на фоне возможности землятрясений в Якутии может привести к катастрофическим обрушениям зданий и массовой гибели людей.
Эти два вопроса решаемы за счет направления бюджетных и внебюджетных средств на строительство водоочистительной станции, проведения работ по укреплению зданий и водоотведению.
В обращении указано, что деньги есть, но власти не хотят их направлять на решение этих проблем и просто занимаются растранжированием бюджетных средств.
Значительный объем денежных средств поступает от реализации ценных бумаг и активов республики. Они аккумулируются в подставные структуры, типа АО «РИК», АО «РИК Плюс», Целевой фонд будущих поколений для дальнейшего бесконтрольного  расходования на личные нужды чиновников.
Третий вопрос касается проекта «Якутской топливно-энергетической компании» по строительству газохимического завода, производящего из газа метанол и отходы которого могут нанести вред реке Лена.
Необходимость защиты реки Лены можно обосновать с позиции соблюдения экологического равновесия мировой водной системы. По данным Программы ООН по окружающей среде (UNEP) река Лена заняла третье место по загрязнение Северного Ледовитого Океан после рек Енисей и Обь. Загрязнение Лены может привести к усилению негативных последствий таяния ледников и загрязнению вод мирового океана, что отразится на всех жителях планеты.
Делается вывод, что Якутия может стать одной из причин мировой экологической катастрофы. Поэтому  сохранение чистоты реки Лены становится залогом мировой экологической безопасности.
В связи с этим необходимо рассмотреть на международном уровне вопрос об отнесении реки Лена к территориям, свободным от размещения экологически опасных производств и разработки месторождений природных ресурсов возле нее.
Эта задача должна быть отражена в  глобальной системе водной безопасности.

Это обращение является частью нового международного проекта организации «Постановка в ООН проблем негативного техногенного воздействия, угрожающих нормальной жизнедеятельности населения и неблагоприятным изменением окружающей среды в Республике Саха (Якутия)».
Проект посвящен управлению негативными тенденциями в процессе воздействия техносферы на человека и окружающую среду с помощью международных правовых инструментов.
Цель проекта
Защита прав жителей Республики Саха (Якутия) на нормальную жизнедеятельность и благоприятную окружающую среду с помощью международных правовых инструментов.
Задачи  проекта
1.) Информирование международного сообщества о нарушениях прав граждан на нормальную жизнедеятельность и благоприятную окружающую среду в Республике Саха (Якутия).
Форма реализации задачи: разработка докладов, обращений и информационных материалов, выступления на мероприятиях ООН. 
2.) Инициация объективного рассмотрения нарушений прав граждан на нормальную жизнедеятельность и благоприятную окружающую среду в Республике Саха (Якутия) на международном и национальном уровне.
Форма реализации задачи: разработка докладов и обращений с приведением фактов нарушений прав человека, выступления на мероприятиях ООН с предложением принять меры реагирования, проведение независимых экспертиз широкого спектра (экологические, технические, медико-биологические, этнологические и иные). 
3.) Оказание воздействия на органы государственной власти Российской  Федерации с целью реализации прав граждан на нормальную жизнедеятельность и благоприятную окружающую среду в Республике Саха (Якутия), предусмотренных международным правом.
Форма реализации задачи: принятия органами ООН обращений и резолюций в адрес органов государственной власти РФ  с предложением принять меры по факту нарушений прав человека и восстановить нарушенные права, мониторинг и контроль за ходом выполнения представленных предложений, разработка и распространение информационных и аналитических материалов о нарушениях прав человека в РФ среди зарубежных и российских СМИ, в интернете.
4.) Введение обязательности учета и исполнения результатов, полученных в ходе публичных слушаний и референдумов, при принятии управленческих решений по жизненно важным вопросам в целях реализации прав граждан на участие в управлении делами государства.
Форма реализации задачи: инициация изменения законодательства, регулирующего проведение публичных слушаний и референдумов, с целью обязательности учета и исполнения их результатов, а также недопущения их фальсификаций и принятия управленческих решений в ущерб интересам населения.
5.) Приведение в соответствии с интересами населения приоритетов деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в части определения:
-актуальных проблем, требующих первоочередного решения на государственном уровне;
-направлений расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств.
Форма реализации задачи: введение процедур согласования с населением (опрос общественного мнения, публичные слушания, референдумы и другое) вопросов по определению первоочередных актуальных проблем и приоритетных направлений расходования государственных средств с целью обеспечения гражданского контроля за разработкой, принятием и исполнением государственного бюджета, а также деятельностью внебюджетных фондов и госкомпаний, аккумулирующих средства от реализации государственного имущества и активов республики.

В рамках проекта отдельно выделены некоторые приоритетные проблемы, требущие неотложного решения:
1.)Изменение траектории полета ракет-носителей, запускаемых с космодрома «Восточный», с целью исключения территории Республики Саха (Якутия) из зоны падения отделяющихся частей ракет-носителей и обеспечения гражданам возможности свободного перемещения без угрозы падения отделяющихся частей ракет-носителей с ядовитым топливом – гептил.
2.)Реабилитация территорий подземных ядерных взрывов, на которых находятся леса, в Республике Саха (Якутия) в связи с возможностью их возгорания  и последующего радиоактивного заражения дополнительных территорий.

Обоснование необходимости постановки  
актуальных проблем Якутии в ООН

У некоторых может возникуть вопрос: зачем нужно использовать международные правовые инструменты ? Может быть, достаточно решать вопросы на национальном уровне. К сожалению, решение многих проблем внутренними средствами затруднено или невозможно. Поэтому необходимо использовать международные правовые инструменты.
Постановка проблем на международном уровне нужна:
- во-первых, в случае исчерпания внутренних средств правовой защиты;
- во-вторых, с целью изыскания альтернативных вариантов решения проблем.
Первая причина заключатся в негативной правоприменительной практике России, когда законные права и интересы жителей регионов нарушаются самим федеральным центром, на принятие решений которым имеют значительное влияние олигархические группировки.
К этому можно отнести его бездействие и нежелание восстанавливать нарушенные права. Особенно, это касается сферы разработки природных ресурсов, когда федеральные власти встают на сторону олигархов, даже признавая факты нарушений  недропользователями закона, тем самым попирая права местного населения, которое в большинстве случаев желает просто защитить свое законное право на  благоприятную окружающую среду.
В этом случае логичным является использование обширного мирового опыта противостояния правовыми методами добывающим компаниям, занимающихся хищническим изъятием природных ресурсов с нанесением вреда экологии и здоровью местного населения, а также лоббирующим свои незаконные действия в органах власти.
Вторая причина связана с недостатком финансовых ресурсов, несовершенством институциональных механизмов и недостаточной развитостью инфраструктуры,  в связи с чем решение многих острых проблем в России откладывается на неопределенный период.  
Проще говоря, на международном уровне можно найти технологии, финансовые средства, исполнителей (подрядные организации, кадры) для решения различных проблем.   
Продвижение вопросов Якутии на международный уровень во многом обусловлено тем, что федеральные и региональные власти не имеют желания эффективно решать ключевые проблемы региона.
Поэтому необходима консолидация заинтересованных сил гражданского общества для организации совместных действий на международном уровне. 

Положение с решением проблем в городе Якутске наглядно демонстрирует кризис системы государственого управления в России.
Проблемы Якутска интересуют, преимущественно, только жителей города.
Федеральный центр участвует в жизни города в процессе реализации государственной политики, исполнения бюджетных обязательств и нормативно-правового регулирования. Надо отметить, что иногда это делается не в интересах региона.
В России существуют перекосы в региональной политике, когда необоснованно урезаются полномочия регионов и несправедливо распределяются налоговые платежи. Вследствие этого регионам не хватает средств, законы работают не в пользу местного населения и многие из них просто нереализуемы, так как не учитывают специфики республики.
В этих условиях региональные власти работают по принципу «чтобы не было хуже».
Но основную часть рабочего времени чиновники Якутии тратят на обогащение себя и своего окружения в ущерб выполнения своих должностных обязанностей. Они лишь имитируют работу «во благо республики», занимаясь сохранением имеющейся условной «стабильности». 
О каком развитии города может идти речь, когда десятки тысяч человек  в алмазной республике вынуждены проживать в аварийном и ветхом жилье, не соответствующем санитарно-гигиеническим нормам ?
Между тем в Якутске существуют серьезные системные и инфраструктурные проблемы, на решение которых «нет денег» и «не доходят руки». Но откладывать их решение нельзя, так как они могут привести к крайне негативным и катастрофическим  последствиям уже в ближайщем будущем.
Поэтому необходимо отрабатывать все возможности улучшить положение города.

В условиях глобализации появляются новые возможности продвигать региональные вопросы на международном уровне.
Это, прежде всего, сотрудничество с ООН, ЕС и другими межгосударственными образованиями. Правовой основой взаимодействия является международное право, различные отрасли которого всемерно регулируют практически все сферы жизни.
Общемировые проблемы жизнеобеспечения систематизируются, анализируются и для их разрешения разрабатывают различные международные стратегии, планы и программы.
Например, на уровне ООН  разработаны 17 целей Целей устойчивого развития. Они носят комплексный характер и направлены на сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.
Подробнее Цели устойчивого развития описаны здесь https://bit.ly/2doHwJz .
Первые три цели касаются всех людей: 
1.)Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах;
2.)Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства;
3.)Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.
Предполагается, что страны должны сами разрабатывать собственные стратегии, планы и программы по устойчивому развитию. Однако, Россия относится  формально к исполнению большинства целей. «Исполнение» осуществляется путем манипуляций статистическими показателями. Российские отчеты полны размытыми формулировками и местами откровенной ложью. 
Как Россия «соблюдает» нормы международного права, а точнее грубо нарушает их  и обманывает международное сообщество можно было убедиться в мае этого года в Женеве на Универсальном периодическом обзоре, где рассматривались нарушения прав человека по всем направлениям.
К сожалению, на международном уровне Россия скатилась до советской показухи, лицемерия и обмана. Международные нормы и Цели устойчивого развития для России - это всего лишь слова, приписки и «дутые цифры». 

В тоже время на международном уровне Цели устойчивого развития - это сфера направления значительных усилий органов власти различных стран и концентрации большого объема финансовых ресурсов. 
За этим стоят конкретные действия по решению актуальных проблем и значительные финансовые средства по международным, межгосударственным и национальным программам развития.
 Страны – участники ООН вправе принять участие в их реализации, в том числе путем освоения финансовых средств. Ряд программ касается развития территорий стран. Такие программы наиболее активны в нуждающихся регионах мира - Африке, Ближнем Востоке и Южной Азии. Ряд проектов ориентированы на удаленные и северные территории. Например, по внедрению альтернативной энергетики и «зеленых технологий». Участие в них могло быть «оживить» депрессивные населенные пункты, которые стали «зонами отчуждения», такие как заполярный поселок Тикси.
Но большинство проектов проходит мимо Якутска и территорий республики.  Одной из причин является недоработка Министерства иностранных дел РФ и региональных властей. К сожалению, МИД РФ занят, преимущественно, глобальной политикой и не в полной мере занимается мониторингом возможностей улучшить жизнь в регионах путем участия в международных программах развития.
Также необходимо отметить отстраненность и пассивность якутского министерства (департамента) внешних связей в содействии решению актуальных проблем на международном уровне. В ходе переписки ведомство сформулировало два основных направления работы: культура и внешнеэкономические связи.
Руководство наотрез отказалось поддерживать правозащитные и другие актуальные проекты организации. Общий смысл высказываний сводился к следующему: мы работаем только на главу республики и правительство. Таким образом, интересы населения чужды этому ведомству, которое содержится за счет налогоплательщиков. Министерство внешних связей обслуживает интересы власть предержащих в ущерб поиску возможностей участия в реализации международных проектов, способных улучшить жизнь населения.
В этих условиях республика упускает ряд возможностей существенно улучшить положение на местах. 

Необходимо отметить, что по большинству вопросов механизмы решения проблем созданы. Наши права закреплены и систематизированы во многих международных договорах. Необходимо только ими воспользоваться.
Однако, у многих представителей территорий отсутствует инициатива по реализации своих прав. Зарубежом после постановки мною различных проблем представители ООН, ЕС, международных организаций и дипломатических миссий иностранных государств в некоторых случаях искренне удивляются наличию некоторых проблем.
У них сложилось впечатление, что в Сибири, в том числе и Якутии, только «танцуют и поют - хорошо и весело живут». А имеющиеся проблемы незначительны и их эффективно решает федеральный центр. Общий смысл ответов таков: «Ваши люди приезжают и не говорят о них. Может быть, они есть у вас, но получается: они для вас неактуальны. Если Вы не говорите о проблемах, то у нас нет оснований их рассматривать».
Якутяне, выезжающие зарубеж, не реализуют в полной мере международные инструменты правозащиты. На зарубежные поездки необходимы значительные средства, поэтому на международном уровне функционируют, преимущественно, лишь зависимые от власти организации, главной целью которых является обслуживание интересов власти.
Они действуют в узких рамках ограничений и не могут раскрыть актуальные проблемы на международном уровне. Поэтому они не в состоянии представлять наши интересы. Большинство принимаемых документов носит рамочный, декларативный и поверхностный характер. Как правило, ограничиваются продвижением культуры и образования. Конечно, эти сферы важны для сохранения самоидентичности проживающих в республике народов. Но в условиях устойчивой тенденции сокращения жителей территорий возможно скоро представлять население республики зарубежом будет некому.
Большинство рассматриваемых тем становятся второстепенными, когда встает вопрос физического выживания населения Якутии и сохранения благоприятной экологической среды ввиду катастрофических последствий хищнического изъятия природных ресурсов, строительства гидроэлектростанций и нефтепроводов, испытаний ядерного оружия, падения высокотоксичных элементов космических аппаратов. В этих условиях необходимо ставить вопрос оценки и возмещения реального ущерба здоровью населения и экологии республики в советское и постсоветское время. А также обеспечить соблюдение международных стандартов охраны здоровья и экологии.
Таким образом, приоритетным направлением на международном уровне должна стать постановка жизненно важных вопросов.

P.S.
Ниже приводится Обращение для основной сессии Экономического и Социального Совета ООН, которая пройдет в июле 2018 года в Центральной Штаб-квартире ООН (г.Нью-Йорк, США).
В связи с ограничением объема письменных заявлений  от неправительственных организаций со Специальным консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН в 500 слов подготовлено 2 варианта обращения: для публикации и  для консультаций  с заинтересованными сторонами.


25 июня 2018 года  

Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение» 

электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11  


* * * * *

Обращение
(вариант для публикации, с учетом ограничения в 500 слов)

For the successful implementation of SDGs at the local level, it is necessary to ensure participation of local communities in decision-making process.
Developed countries are most successful in achieving SDGs. However, in developing and transitional countries, such as Russia and other post-Soviet countries, the situation is complex.
Effective participation of citizens in management of state affairs in such countries is difficult, because they are dominated by corruption, irresponsibility and formalism.
The constitutional norm that people are only source of power, according to which people exercises their power through elections and state bodies, is declarative. Activities of state bodies and parliament of Russia are subordinated to selfish interests of the minority - corrupt officials and oligarchs.
Decision-making without taking into account the population’s interests is particularly negatively reflected in remote and northern regions.
Let's present some actual problems with example of Yakutsk town, the capital of the Republic Sakha (Yakutia). Decision-making in Yakutsk  is based on corruption, irresponsibility and formalism. 
A number of acute problems remain unsolved in Yakutsk.
1.) The lack of clean drinking water due to the refusal of the authorities to build a water treatment plant.
2.) The possibility of catastrophic collapse of buildings due to melting permafrost and the authorities' refusal to conduct fortification works.
3.) The possibility of construction of environmentally hazardous industrial objects on the Lena River near Yakutsk without taking into account population’s position.
On the first issue (lack of clean drinking water) a paradoxical situation arose: Yakutsk’s  population lives on one of the world's largest Lena River, but can not drink clean water from a tap. People are forced to drink polluted water or buy water from entrepreneurs at commercial prices. This causes an increase in diseases of kidney, gastrointestinal tract and other internal organs.
The second issue (catastrophic collapse of buildings) is associated with global warming and construction features in Yakutia. The foundations of most buildings are piles installed in permafrost. Melting permafrost soils causes the loss of strength of buildings (bearing capacity of piles). It requires carrying out of strengthening works and water disposal.
Melting permafrost soils against the background of the possibility of earthquakes in Yakutia can lead to catastrophic collapse of buildings and mass death of people.
These two issues can be solved by spending funds on construction of a water treatment plant, carrying out work to strengthen buildings and water disposal. However, the priorities of local authorities in expenditure of public budget funds contradict the population’s interests.
Transition from global to local problem solving and successful integration of local communities into the decision-making process have a number of problems and requires intensification of international community efforts.
Many problems are at the junction of three aspects: economic, social and environmental. These components are at the heart of the Concept of Sustainable Development and are best revealed in seventeen SDGs.
Therefore, the best way to solve problems at the local level is through:
- progressive implementation of the Concept of Sustainable Development;
- effective participation of local communities in decision-making process.

* * * * *

Обращение
(вариант для публикации, с учетом ограничения в 500 слов)

Для успешной реализации целей устойчивого развития на локальном уровне необходимо участие местных сообществ в процессе принятия управленческих решений.
Развитые страны наиболее успешны в реализации целей устойчивого развития.
Однако, в развивающихся и переходных странах, таких как Россия и других постсоветских странах, ситуация является сложной.
Эффективное участие граждан в управлении делами государством в таких странах затруднено, так как в них доминирует коррупция, безответственность и формализм.
Конституционная норма  о том, что народ является единственным источником власти, согласно которой он осуществляет свою власть через выборы и органы власти, является декларативной. Деятельность государственных органов и парламента России подчинена корыстным интересам меньшинства – коррумпированных чиновников и олигархов.
Принятие управленческих решений без учета интересов населения особенно негативно отражается в удаленных и северных регионах.
Приведем некоторые актуальные проблемы на примере города Якутска, столицы Республики Саха (Якутия). Процесс принятия управленческих решений в Якутске основан на коррупции, безответственности и формализме.
В городе Якутске остаются нерешенными ряд острых проблем.
1.)Отсутствие чистой питьевой воды из-за отказа властей строить водоочистительную станцию.   
2.)Возможность катастрофического обрушения зданий зданий ввиду таяния вечной мерзлоты и отказа властей от проведения укрепительных работ.  
3.)Возможность строительства на реке Лена возле города Якутска экологически опасных производств без учета позиции населения. 
По первому вопросу (отсутствие чистой питьевой воды) возникла парадоксальная ситуация: население Якутска проживает на одной из крупнейших в мире реке Лена, но не может пить чистую воду из под крана. Люди вынуждены пить загрязненную воду или заказывать воду у предпринимателей по коммерческим ценам. Это вызывает рост заболеваний  почек, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.
Второй вопрос (катастрофическое обрушение зданий) связан с глобальным потеплением и особенностями строительства в Якутии. Основания большинства зданий представляют собой сваи, установленные в вечную мерзлоту. Таяние грунтов вызывает потерю прочности зданий (несущей способности свай). Это требует проведения укрепительных работ и водоотведения.
Таяние вечномерзлых грунтов на фоне возможности землятрясений в Якутии может привести к катастрофическим обрушениям зданий и массовой гибели людей.
Эти два вопроса решаемы за счет направления бюджетных и внебюджетных средств на строительство водоочистительной станции, проведения работ по укреплению зданий и водоотведению. Однако, приоритеты местных властей в расходовании народных бюджетных средств противоречат интересам населения.
Переход от глобального к локальному решению проблем и успешная интеграция местных сообществ в процесс принятия управленческих решений имеет ряд проблем и требует активизации усилий международного сообщества.
Многие актуальные проблемы жизнеобеспечения находятся на стыке трех аспектов: экономический, социальный и экологический. Эти три компонента находятся в основе Концепции устойчивого развития и оптимально раскрываются в семнадцати Целях устойчивого развития.
Поэтому наилучшим образом решить проблемы на локальном уровне можно путем:
- поступательной реализации  Концепции устойчивого развития на национальном уровне;
- эффективного участия местных сообществ в процессе принятия управленческих решений.

* * * * *

Обращение
(вариант для консультаций  с заинтересованными сторонами)

Для успешной реализации целей устойчивого развития на локальном уровне необходимо участие местных сообществ в процессе принятия управленческих решений на основе реализации принципа народовластия. Это может быть реализовано посредством механизма участия граждан в управлении делами государством.
Развитые страны наиболее успешны в реализации целей устойчивого развития.
Однако, в развивающихся и переходных странах, таких как Россия и других постсоветских странах, ситуация является сложной и требует пристального внимания международного сообщества.
Эффективное участие граждан в управлении делами государством в таких странах затруднено, так как в них доминирует коррупция, безответственность и формализм, которые взаимосвязанны между собой.
Конституционная норма  о том, что народ является единственным источником власти, согласно которой он осуществляет свою власть через выборы и органы власти, является декларативной.
В результате этого деятельность государственных органов и парламента России подчинена корыстным интересам меньшинства – коррумпированных чиновников и олигархов.
Принятие управленческих решений без учета интересов населения особенно негативно отражается в удаленных и северных регионах со сложными природно-климатическими условиями.
Приведем некоторые актуальные проблемы на примере города Якутска, одного из крупнейших городов Дальнего Востока России – столицы Республики Саха (Якутия), которая находится на берегу реки Лены.
Процесс принятия управленческих решений в Якутске, также как и во многих регионах России, основан на негативных факторах: коррупция, безответственность и формализм.
Городские и республиканские органы власти Якутии безответственны перед населением. Большинство правовых механизмов учета позиции население при принятии важных решений носят формальный характер. Например, рекомендации публичных слушаний носят необязательный рекомендательный характер. Более того, в ряде случаев они фальсифицируются.
Это происходит на фоне тотального нарушение избирательных прав жителей России, когда на выборах разных уровней просходит массовая фальсификация. Чаще всего, фальсификациями занимаются представители партии власти «Единая Россия». Примечательно, что большинство российских коррупционеров – это члены данной партии власти.
В этих условиях невозможна эффективная реализация Целей устойчивого развития №№ 6, 11, 12, 15, 17.
В городе Якутске остаются нерешенными ряд острых проблем.
1.)Отсутствие чистой питьевой воды из-за отказа властей строить водоочистительную станцию.   
2.)Возможность катастрофического обрушения зданий зданий ввиду таяния вечной мерзлоты и отказа властей от проведения укрепительных работ.  
3.)Возможность строительства на реке Лена возле города Якутска экологически опасных производств без учета позиции населения. 
По первому вопросу (отсутствие чистой питьевой воды) возникла парадоксальная ситуация: население Якутска проживает на одной из крупнейших в мире реке Лена, но не может пить чистую воду из под крана. Люди вынуждены пить загрязненную воду или заказывать воду у предпринимателей по коммерческим ценам. Это вызывает рост заболеваний  почек, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.
Второй вопрос (катастрофическое обрушение зданий) связан с глобальным потеплением и особенностями строительства в Якутии. Основания большинства зданий представляют собой сваи, установленные в вечную мерзлоту. Таяние грунтов вызывает потерю прочности зданий (несущей способности свай). Это требует проведения укрепительных работ и водоотведения.
Таяние вечномерзлых грунтов на фоне возможности землятрясений в Якутии может привести к катстрофическим обрушениям зданий и массовой гибели людей.

Эти два вопроса решаемы за счет направления бюджетных и внебюджетных средств на строительство водоочистительной станции, проведения работ по укреплению зданий и водоотведению.
Однако, приоритеты местных властей (правительства республики и мэрии) в расходовании народных бюджетных средств противоречат интересам населения.
Якутские чиновники предпочитают тратить бюджетные средства на праздники, собственный пиар, дорогостоящие джипы и неэффективные проекты с целью хищения средств.
Значительный объем денежных средств поступает от реализации ценных бумаг и активов республики. Однако, вместо их направления на решение актуальных проблем коррумпированные чиновники Якутии занимаются незаконным выводом (хищениями) активов республики и денежных средств от их реализации через подставные юридические лица, внебюджетные фонды и госкомпании, неподконтрольные общественности и депутатам. Это наносит ущерб государственным интересам и бюджету республики.
Одними из таких организаций, куда незаконно акумулируются  средства в нарушение требования законодательства РФ о зачислении средств от реализации активов в государственный бюджет, являются АО «РИК», АО «РИК Плюс», Целевой фонд будущих поколений. Далее якутские чиновники бесконтрольно расходуют эти средства на свои личные нужды.  
Таким образом, миллиарды рублей, которые могли бы быть направлены на строительство водоочистительной станции, проведение работ по укреплению зданий и водоотведению, решение других актуальных проблем жизнеообеспечения города Якутска, просто расхищаются.

Третий вопрос касается проекта «Якутской топливно-энергетическая компании» по строительству газохимического завода, производящего из газа метанол. Метанол -  это яд, вызывающий онкологические заболевания, зрительного нерва и другие тяжелые болезни. Подобные производства требуют много воды и не могут обеспечить гарантированную фильтрацию воды.
В условиях вечной мерзлоты поверхностные водные источники попадают в реку. Использованная загрязненная вода будет частично сливаться в реку Лена. Также в северных условиях высок риск  техногенных аварий.
Несколько лет назад общественность республики выступила против проекта индийских предпринимателей по строительства химзвода.  
Но крайне высокая доходность этих проектов вызывает новые попытки лоббирования подобных экологически опасных производств.
Необходимо обеспечить чистоту реки Лена, так как она впадает в Северный Ледовитый Океан. Загрязнение океана может привести к нарушению экологического баланса. Уже сейчас идет негативный процесс глобального потепления.
По данным Программы ООН по окружающей среде (UNEP) за 2010 год река Лена заняла третье место по загрязнение Северного Ледовитого Океан после рек Енисей и Обь.  Из 500 тонн нефти, которые ежегодно попадают в воды Мирового Океана, 25 000 тонн принадлежат реке Лене.
Леса Амазонки сравнивают с легкими планеты и охраняются на международном уровне. Река Лена входит в глобальную систему водных ресурсов. Загрязнение Лены может привести к усилению негативных последствий таяния ледников  и загрязнению вод мирового океана, что отразится на всех жителях планеты.
Таким образом, Якутия может стать одной из причин мировой экологической катастрофы.
Поэтому сохранение чистоты реки Лены становится не просто условием комфортного проживания якутян, но и залогом мировой экологической безопасности.
В связи с этим необходимо рассмотреть на международном уровне вопрос об отнесении реки Лена к территориям, свободным от размещения экологически опасных производств и разработки месторождений природных ресурсов возле нее. Эта задача должна быть отражены в  глобальной системе водной безопасности.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что переход от глобального к локальному решению проблем и успешная интеграция местных сообществ в процесс принятия управленческих решений имеет ряд проблем и требует активизации усилий международного сообщества.
Многие актуальные проблемы жизнеобеспечения находятся на стыке трех аспектов: экономический, социальный и экологический. Эти три компонента находятся в основе Концепции устойчивого развития и оптимально раскрываются в семнадцати Целях устойчивого развития.
Поэтому наилучшим образом решить проблемы на локальном уровне можно путем:
- поступательной реализации  Концепции устойчивого развития на национальном уровне;
- эффективного участия местных сообществ в процессе принятия управленческих решений.   


Комментариев нет:

Отправить комментарий