Государственная
политика развития Дальнего Востока должна быть направлена на равномерное
развитие территории для жителей,
а не для иностранцев
и избранных за счет народа:
привлечение
инвестиций и развитие – это не содействие
колонизации и
оккупации России иностранными государствами
Недавно полпред президента РФ в
ДФО Юрий Трутнев заявил, что развитие Дальнего Востока идёт динамично и
вступает во вторую фазу.
В частности, он заявил: «Создавать
территории опережающего развития, Свободный порт, другие инструменты поддержки
мы уже умеем. Сейчас, не прекращая это делать, нам нужно решить задачи
следующего этапа. Они есть, и они, прежде всего, связаны с жизнью людей».
На Дальнем Востоке создано целое
министерство для «точечного» развития. Оно реализует следующие основные формы
развития:
-особые экономические зоны (промышленные,
технико-внедренческие, портовые зоны, туристические);
-территории опережающего
социально-экономического развития территорий;
-проект «Дальневосточный
гектар».
Безусловно, эффективным является
развитие крупных логистических центров Дальнего Востока с относительно низкой
себестоимостью производства – Владивостока, Находки, Благовещенска, Хабаровска
и других крупных городов, где выгодным являются торговля и производство с
последующим потреблением внутри страны или экспортом в страны
азиатско-тихоокеанского региона.
Однако, нужна дифференциация
подобного «точечного» развития, так как Россия – большая страна и существуют очень
большие различия социально-экономических, производственно-технологических и
природно-климатических условий. Нельзя предъявлять одинаковые требования к
эффективности производств в разных регионах России. Например, не может быть
достигнута одинаковая или сопоставимая эффективность предприятий одной направленности,
расположенных в удаленных территориях, таких как Якутия, Чукотка и Магаданская
область, и территориях с благоприятным климатом и относительно дешевыми
ресурсами, таких как Владивосток и Благовещенск. В России к северным регионам с
9-месячным отопительным сезоном нельзя предъявлять такие же требования как к
южным регионам с почти тропическим климатом.
Однако, требования эффективности
расходования бюджетных средств в большинстве случаев либо не учитывают необходимости
дифференциации либо учитывают их в недостаточной мере. Это приводит к
невозможности выполнения федеральных методологических стандартов и
недостижимости поставленных целей.
Необходима разумная и сбалансированная
расстановка приоритетов развития. Но в России, также как и советском союзе,
многие начинания носят характер кампанейщины. Вместо развития они приводят к
противоположному результату и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Вместо дифференциации определения
целесообразности «точечного» развития повсеместное создание ТОСЭРов и технопарков
стало «идеей фикс» - этакой обязаловкой по-советски, когда по их числу судят об
эффективности руководства региона.
В результате увлечение федеральных
чиновников маниловщиной оборачивается «головной болью» для региональных
чиновников, думающих как создать то, что нужно федеральному центру формально
«на бумаге», но, зачастую, не нужно реально на местах. Мечты о «песчаных замках» разбиваются об
российскую действительность и приводят к растранжированию бюджетных средств и
элементарным хищениям.
Необходимо крайне взвешенно
подходить к созданию ТОСЭРов и особых экономических зон в удаленных и
экономически сложных регионах, как Республика Саха (Якутия), Чуко́тский
автономный округ, Магаданская область и других. Так как это приводит к
дисбалансу в ущерб равномерному развитию, когда вместо решения насущных проблем
населения происходит неэффективное
расходование бюджетных средств.
Рассмотрим некоторые проблемы «точечного»
развития на примере Якутии. В республике создали 2 ТОСЭРа: «Кангалассы» с 15
резидентами и "Южная Якутия" с 2 резидентами. Ежегодно в создание их
инфраструктуры из бюджета вливаются десятки и сотни миллионов рублей. В ТОСЭР "Южная
Якутия" оба резидента – это предприятия добывающей промышленности. В ТОСЭР
«Кангалассы» большинство резидентов занимаются производством
усовершенствованной продукции, например, аналогами прибалтийских котлов
длительного горения, стеклопакетов, краски. Вызывает сомнение их
технологическая и ценовая конкурентоспособность на рынке Дальнего Востока. В
Якутии же емкость рынка крайне ограничена.
Примером экономического провала
является проект компании "Саюри" - резидента ТОР "Индустриальный
парк Кангалассы". Согласно ему в пригородном поселке Сырдах возле Якутска открыли
круглогодичный тепличный комплекс, где по японской технологии выращиваются
помидоры. В результате при средней стоимости обычных китайских помидоров в 200
рублей/кг помидоры резидента поступили в продажу по 345 рублей/кг. Также сырдахские
овощи по степени экологичности уступают китайским.
Примечательно, что проект был
разработан администрацией города Якутска и АКБ «Алмазэргиэнбанк» при поддержке правительства
республики с привлечением японского инвестора — компании «Хоккайдо Корпорэйшн».
Напомним, что мэр Якутска Николаев
и его супруга, являющаяся руководителем
Алмазэргиэнбанка, предположительно, являются фигурантами коррупционной
схемы распределения государственного жилья в нарушение федерального законодательства.
Общественная
организация "Якутия - Наше Мнение", ведущий правозащитник Якутии Николай Иннокентьевич
Седалищев и другие гражданские активисты неоднократно информировали
общественность и обращались в правоохранительные органы по делу Алмазэргиэнбанка и мэра Николаева,
чья деятельность имеет признаки уголовных преступлений.
Разработка подобных заведомо
провальных проектов без учета объективных экономических условий является
авантюрой и направлена на «распил» государственных средств.
В Якутии созданы технико-внедренческие
(инновационные) свободные экономические зоны: ОАО «Венчурная компания «Якутия»
и технопарк «Якутия». Целью деятельности венчурной компании является конкурсное
распределение средств высокотехнологичным инновационным предприятиям.
Однако, компанией не обеспечена
прозрачность распределения средств. Порядок принятия решения о результатах
конкурсного отбора не содержит объективных критериев, понятных участникам и
которые можно было бы оспорить. Распределение государственных средств
производится на основе одностороннего принятия решения без каких-то внятных объяснений.
Якутские венчурные менеджеры руководствуются принципом «этому дадим грант,
этому тоже дадим, а тебе - нет, ты рожей не вышел».
Ряд участников конкурса, не
получив вразумительного ответа о причине отказа, были вынуждены обжаловать результаты конкурса в
судебные и государственные органы.
Многие негативные моменты, дискредитирующие
благую идею поддержки инноваций и форсированного развития региона, связаны с
действующей в Якутии коррумпированной системой управления регионом, в основе
которой находится кланово-земляческие принципы управления.
Как правило, в руководство ТОСЭРов,
венчурной компании и технопарка насаждается близкое окружение главы Якутии
Борисова и главы города Якутска Николаева, которое занимается личным
обогащением под видом реализации федеральных проектов.
Наглядным примером продвижения на
должность своего ставленника является факт нарушения закона при выборе
управляющей компании ТОСЭР «Кангалассы».
Согласно требования статьи 2 ФЗ
"О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ"
№473-ФЗ от 29.12.2014г.: управляющей компанией должно быть государственное
акционерное общество или его дочернее хозяйственное общество.
Однако, в качестве управляющей
компании ТОСЭР «Кангалассы» в марте 2015 года была выбрана не государственное
предприятие, а фирма-«однодневка»: ООО "Индустриальный парк
"Кангалассы» с уставным капиталом в 10 000 рублей и единственным
учредителем Дмитрием Борисовым. И только почти через год - 16 февраля 2016 года
в число учредителей было включено АО "Корпорация развития Дальнего
Востока». Фактически требование закона было исполнено «задним числом».
Также Борисов на тот момент являлся
руководителем отдела по работе с резидентами ГАУ "Технопарк Якутия". Ранее
он работал в секретариате руководителя Администрации президента и правительства
РС(Я), которой руководил мэр Николаев.
Получается работник технопарка и
бывший чиновник правительства через недавно созданное частное предприятие
выиграл конкурс по отбору управляющей компании проекта ИП
"Кангалассы" и получил в аренду два земельных участка.
Для рассмотрения нарушений приведем
хронологию событий.
13 февраля 2015 года на
официальном сайте ОА г.Якутска (якустк.рф) в реестре заказов «Торги по иным
нормативно-правовым актам" размещено извещение о проведении открытого
конкурса на отбор управляющей компании на осуществление деятельности по управлению и внедрению
инвестиционного проекта "Индустриальный парк на территории микрорайона
Кангалассы".
По протоколу №КО-ИП-04 от 10 марта
2015 года вскрытия конвертов с заявками претендентов на участие в открытом
конкурсе по отбору управляющей компании
конкурсный отбор признан не состоявшимся в связи с подачей единственной заявки.
Для подготовки к конкурсу был
предоставлен срок в 3 недели, в течение которого очень сложно или невозможно подготовить
всю необходимую документацию. Это свидетельствует о нарушении принципа
разумности сроков подготовки документации, которая должна содержать
многочисленные сложные сведения и расчеты, что затруднительно разработать в
течение короткого времени.
11
марта 2015 года в нарушение статей 447, 448 ГК РФ конкурсной комиссией принято
решение заключить соглашение с единственным участником конкурсного отбора.
Пунктом 5 статьи 447 ГК РФ
установлено, что торги, в которых участвовал только один участник, признаются
несостоявшимся. В соответствии с частью
1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом выигравшем торги.
Поскольку в случае признания
торгов несостоявшимися победитель таких торгов не определяется, то заключение
договора с единственным участником несостоявшихся торгов противоречит
требованию части 1 статьи 447 ГК РФ, в силу того, что такой участник не
является лицом выигравшим торги, т.е. лицом получившим право на заключение
договора, являвшегося предметом этих торгов.
Поэтому заключение договора с единственным
участником несостоявшихся торгов не соответствует требованиям гражданского
законодательства, а также противоречит существу самих торгов.
16 марта 2015 года ОА г.Якутска
незаконно заключила с ООО "Индустриальный парк "Кангалассы»
Соглашение о муниципальном частном партнерстве.
В результате передачи земли было
допущено нарушение конституционного права местных жителей на первоочередное
получение земли для ИЖС и сельхозпроизводства. В тоже время с учетом допущенных
нарушений организация ТОСЭР «Кангалассы» может стать очередным эпизодом
незаконного обогащения коррумпированных чиновников Якутии путем создания
«карманных бизнесов-кормушек», занимающихся махинациями с земельными участками.
В целом, можно предположить, что
ООО "Индустриальный парк "Кангалассы», зарегистрированное 3 июня 2014
года – менее чем за год до придания статуса управляющей компании, было
специально создано для участия в данном проекте.
Поэтому данный конкурс был
проведен с нарушением антимонопольного и гражданского законодательства, в
результате чего конкурс был проведен для выигрыша конкретным предприятиям.
Подобная порочная кадровая политика
приводит к следующим негативным последствиям:
-существенному снижению
эффективности менеджмента и управления госактивами,
-хищению значительных денежных
средств госкомпаний и бюджетных средств посредством заключение контрактов по
необоснованным и завышенным ценам;
-лоббированию предоставления
выгодных работ с целью организации
«откатов» при размещении заказов и предоставления других преференций с
нарушением законодательства;
-незаконному выводу государственных
активов в частные структуры, аффилированных с коррумпированными чиновниками.
Далее доходы, полученные
преступным путем, легализуются (отмываются) зарубежом. Таким образом, произвольные и бесконтрольные
действия чиновников могут нанести значительный вред экономической безопасности
России.
Поэтому внедрение инноваций не
должно быть самоцелью, которую нужно реализовать любой ценой, в том числе ценой
коррупционных потерь. Главным является не форсированная реализация планов с
нарушениями и злоупотреблениями, а разумный подход и строгое соблюдение закона.
Тем более в недавнем прошлом
подобные приоритеты подвергались пересмотру.
Новое – это «хорошо забытое старое». В 90-е годы было создано ряд зон
экономического благоприятствования. Созданные без достаточного обоснования они
благополучно «почили в бозу».
Например, в 1997 году зона
экономического благоприятствования "Ингушетия" прекратила
существование с такой формулировкой: «считать нецелесообразным создание зон
экономического благоприятствования, предполагающих снижение доходов
федерального бюджета или бюджетов других субъектов Российской Федерации, в
качестве механизма финансирования программ социально-экономического развития регионов».
Большие претензии имеются к экономической
эффективности особых экономических зон, которые начали создаваться с 2005 года.
В 2016 году оказалось, что особые экономические зоны малоэффективны. Начальник
контрольно-счетного управления Чуйченко
сообщил, что с 2006 года по январь 2016 года на создание 33 особых
экономических зон направлено 122 миллиардов рублей из федерального бюджета, а
поступления из зон в виде таможенных и налоговых платежей составили 40 миллиардов
рублей. В них были созданы 18 тысяч рабочих
мест вместо 25 тысяч запланированных.
Счетная палата России в апреле
2017 года признала относительно эффективной деятельность только тех особых
экономических зон, которые расположены в Татарстане («Алабуга»), Липецкой,
Самарской областях и в Санкт-Петербурге. Деятельность остальных особых
экономических зон была признана Счетной палатой либо неэффективной, либо вовсе
не ведущейся.
Таким образом, зоны экономического
благоприятствования не вносят существенного вклада в решение
социально-экономических проблем страны.
Что же нужно делать для улучшение
экономического климата удаленных и сложных территорий, таких как Якутия ?
В республике традиционно высока
стоимость производства любой продукции ввиду высокой стоимости энергоресурсов и
транспортных расходов. Приведем сравнение:
стоимость электроэнергии в Якутии составляет 5,72 руб./кВтч, в соседней
Иркутской области - 1.16 руб./кВтч. Остается крайне высокой стоимость
подключения к электрическим и газовым
сетям. Стоимость подключения к газу может доходить до несколько сот тысяч
рублей.
Ставка должна делаться на
равномерное развитие региона, что подразумевает поддержку всех видов
предпринимательской деятельности. Жизненно важно максимально снизить стоимость
ресурсов (электричество, газ, коммунальные услуги, топливо). Упростить и
снизить стоимость технологического присоединения к электрическим и газовым сетям,
оформления земли и недвижимости. Увеличить доступность кредитных ресурсов.
Подчеркиваю, что государственная политика должна быть направлена не только на улучшение
жизни 17 резидентов ТОСЭРов, как в Якутии, а на все субъекты
предпринимательства. Так как именно они
обеспечивают жизнедеятельность населения: производят продукты и оказывают
услуги. Даже небольшое ИП, пекущее хлеб или производящее молоко, имеет более
важное значение для людей, чем резидент ТОСЭРа.
Одним из наиболее эффективных мер
поддержки предпринимателей является снижение ставки по упрощенной системе
налогообложения. Снижение ставки возможно до 1% и находится в компетенции
руководства региона. Однако, глава Якутии Борисов не делает этого, так как не
заинтересован в улучшении положения предпринимателей. Ему гораздо ближе тема
обогащения своего близкого окружения,
осуществляемого в том числе в ходе реализации псевдоинновационных проектов.
Для реального инновационного
развития необходим учет фактора кадровой обеспеченности. Невозможно
искусственно создать Силиконовую долину. Прежде всего, нужно повышать уровень общего
и профессионального образования, упавшего за последние десятилетия до
критического уровня. Система ЕГЭ признана провальной и привела к тому, что
выпускники не знают, кто такой Ленин и когда началась вторая мировая
война.
Высшее профессиональное
образование деградировало и обесценилось. Многие выпускники физфака не знают даже
закон Ома. Более того, просто пишут с орфографическими ошибками. С таким
уровнем кадров не стоит надеяться на создание технопарков с высокой
концентрацией в них Гейтсов, Джобсов и Цукербергов.
Пока в Якутии царит коррупция и
безответственность ни о каком полноценном развитии инноваций не может быть и
речи. Отсутствие дисциплины и порядка не позволяет даже нормально вести
традиционную отрасль хозяйствования - животноводство. В течение нескольких лет
в республике было построено несколько «еврохотонов» - коровников с импортным
оборудованием стоимостью в сотни миллионов рублей. Но в результате
разгильдяйства произошел падеж скота, оборудование вышло из строя и предприятия
перестали функционировать. Такими являются внутренние факторы риска,
препятствующие реализации намеченных
целей.
Обеспокоенность вызывает не только
отсутствие объективных условий для нормального инновационного развития,
коррупция и обогащение избранных, но и то, что государственная политика
направлена на реализацию интересов иностранцев в ущерб гражданам страны.
Федеральный закон "О
территориях опережающего социально-экономического развития в РФ" предусматривает
существенные изменения правового положения жителей территорий в худшую сторону.
Вместо ускоренного развития
Дальнего Востока мы рискуем получить обратный эффект:
-разорение Дальнего Востока;
-изгнание жителей России с мест
проживания;
-разрушение хрупкой экологии
Севера;
-агрессивное поглощение постоянного
населения иностранцами.
Негативному развитию событий
способствуют заложенные в законе существенные нарушения Конституции РФ и
общепризнанных норм международного права.
Перечислим наиболее существенные
условия работы и преференции, предоставляемые резидентам ТОСЭР и которые могут
повлечь негативное воздействие:
-пожизненные гарантии иностранным
резидентам ;
-создание «государства в
государстве» в связи с введением особого правового режима работы ТОСЭР и
осуществлением полномочий органов государственной власти специальными
подразделениями;
-создание инфраструктуры ТОСЭР за
счет бюджетных средств для иностранных резидентов;
-принудительное изъятие земли и
недвижимости у граждан России и предоставление земли иностранным резидентам;
-легализация иностранных
медицинских и образовательных стандартов;
-создание условий для хищнического
изъятия биологических (лесных и рыбных) ресурсов и нарушения экологических
норм;
-освобождение иностранных товаров
от таможенных платежей и мер нетарифного регулирования в ущерб российскому
производителю;
-привлечение иностранной рабочей
силы без разрешений и квот;
-льготное налогообложение и
компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов за счет
межбюджетных трансфертов.
По закону ТОСЭР создается на 70
лет и срок его существования может быть продлен. 70 лет – это средний срок жизни
человека. Таким образом, можно сделать вывод, что закон предоставляет
благоприятные условия жизнедеятельности в России гражданам иностранных
государств на срок всей их жизни.
Опасным является предоставление
прав изъятия природных ресурсов. Китайским предприятиям отдано в аренду около 1
миллиона гектаров сибирского леса, где идет его варварская вырубка. Также под
видом ТОСЭРов может начаться хищническое изъятие дальневосточных
биоресурсов.
Нельзя допускать перекосов в
реализации проекта «Дальневосточный гектар», когда у коренных жителей
Аяно-Майского и Охотского районов Хабаровского края хотели отобрать территории
традиционного природопользования под земли "дальневосточного гектара".
Очевидно, что причиной многих
нарушений является сама законодательная база, что требует своевременной
корректировки. В кардинальном пересмотре нуждается Федеральный закон "О
территориях опережающего социально-экономического развития в РФ".
Изменение правоприменительной практики должно быть направлено на устранение
коррупционных рисков и создание четких регламентов деятельности органов
власти.
То, что происходит сейчас в России
не направлено на развитие территорий в национальных интересах, а является содействием
колонизации и оккупации России иностранными государствами, то есть фактически
утверждается превосходство иностранцев во всех сферах жизни с формированием
предпосылок отчуждения части территории России в пользу иностранных государств.
Результаты государственной
политики развития Дальнего Востока противоречат самому смыслу привлечения
иностранных инвестиций и развития территорий по следующим причинам.
1. Вкладывать должно не
государство миллиарды бюджетных средств, а субъекты бизнеса, прежде всего,
иностранные.
Основное содействие государства
должно заключаться в предоставление земли,
создании приемлемого льготного налогообложения субъектов бизнеса и лишь
незначительных первоначальных вложений.
Инфраструктура ТОСЭР должна
создаваться за счет иностранных инвестиций, а не за счет миллиардов бюджетных
средств, которые должны расходоваться на россиян, а не на иностранных предпринимателей.
2. Не должны ущемляться конституционные
права россиян:
-на землю и недвижимость из-за их принудительного
изъятия в пользу иностранцев;
-на доступ к биологическим
ресурсам из-за создания условий для хищнического изъятия лесных и рыбных
ресурсов;
-на первоочередное трудоустройство
из-за привлечения иностранной рабочей силы без разрешений и квот;
-на доступ к социальным благам из-за
легализации иностранных медицинских и образовательных стандартов.
Пожизненные гарантии иностранцам, создание
«государства в государстве» путем введения
особого правового режима работы ТОСЭР и осуществлением полномочий органов
государственной власти специальными подразделениями фактически легализуют передачу
населения Дальнего Востока в бессрочное рабство иностранцам, колонизацию и
оккупацию России иностранными государствам в нарушение российских и
международных норм.
Де-факто на отдельных территориях
России перестают действовать российские законы и они выходят из под юрисдикции
российских органов государственной власти, что угрожает национальной безопасности страны
и целостности государства.
Ни одна развитая страна в мире не
будет взаимодействовать с иностранным бизнесом в ущерб своим национальным интересам и нарушать права своих граждан.
Вы можете себе представить, чтобы
в странах Западной Европы, США или Канаде в целях развертывания иностранного
бизнеса местные жители изгонялись бы со своих мест обитания, у них отбиралась
земля, дома, рабочие места, ограничивался доступ к социальным благам, биоресурсам
и безнаказанно губилась природа ?
Ответ: это просто невозможно, так
как все их права закреплены и строго соблюдаются государством. В случае
посягательства на них сильное гражданское общество мгновенно реагирует на
нарушения, восстанавливая статус-кво.
В России же права существуют
только формально. В реальности само государство грубо нарушает права граждан,
принимая такие антинародные законы, как о ТОСЭР. Попытки отстоять свои права
игнорируются и подавляются. С такими начальниками и врагов не надо.
Современную Россию можно сравнить
с беднейшими странами Африки и Латинской
Америки, земли и природные ресурсы которых нещадно эксплуатируются
транснациональными компаниями. Они хищнически изымают ресурсы в нарушение норм
экологической и промышленной безопасности. Там размещаются особо опасные
химические производства, свалки для ядерных и высокотоксичных отходов.
В этих странах, как и в России,
чиновники «закрывают глаза» на тотальные
нарушения прав граждан во всех сферах жизни. Люди страдают от безработицы и
нищеты, что приводит к росту негативных социальных явлений (пьянство, криминал,
наркомания, социальные болезни, ранняя смертность).
Кумулятивное воздействие
негативных факторов приводит к неестественному вымиранию, что может быть
квалифицировано как геноцид населения.
К сожалению, для России 21 века
вымирание населения стало обыденной реальностью. Это ставит под угрозу
существование России как суверенного государства.
Поэтому в целях предотвращения
необратимых катастрофических последствий необходимо изменение стратегических приоритетов
государства.
Государственная политика развития
Дальнего Востока должна быть направлена не на создание благоприятных условий
для иностранцев и избранных, а на первоочередную реализацию конституционных прав граждан России
и социальных обязательств государства, что предусматривает равномерное развитие территории, повышение
уровня жизни населения и поддержку всех
субъектов бизнеса.
Степан Петров,
Руководитель Общественной
организации «Якутия - Наше Мнение»
сайт http://yakutian.org
электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11
Комментариев нет:
Отправить комментарий